1. Охарактеризуйте абиотические, биотические и антропогенные факторы. Приведите примеры факторов каждой из групп.
2. Опишите процессы, происходящие в живых организмах с участием солнечного света.
3. Назовите 2-3 вида растений и 2-3 вида животных, обитающих в условиях низкой влажности.
4. Приведите примеры факторов, связанных с деятельностью человека.
5. Изучив текст параграфа и дополнительные источники информации, заполните таблицу в рабочей тетради.
1. К абиотическим факторам относят факторы неживой природы: ветер, солнце, характер почвы, температура. К биотическим – факторы живой природы. Это взаимодействия между организмами: паразитизм, хищничество, конкуренция. Антропогенные факторы отражают деятельность человека: вырубка лесов, распашка целинных земель, создание природных заповедников.
2. Солнечный свет влияет на рост и развитие организмов.
Для растений свет это главное условие фотосинтеза. Фотосинтез-источник энергии для всей остальной пищевой цепи. Свет необходим и для синтеза хлорофилла. Часть падающего на растения солнечного света расходуется на испарение воды и таким образом усиливает транспирацию. Фотопериодизм. Важен для синхронизации жизнедеятельности и поведения растений и животных (особенно размножения) с временами года.
3. Для жизни в условиях с низкой увлажненностью организмы имеют определенные приспособления. Растения способны сворачивать листья (ковыль), накапливают воду в мясистых стеблях (кактусы), развивают мощную корневую систему (верблюжья колючка). Животные формируют роговые чешуйки (ящерица), ведут норный образ жизни (суслики),способны синтезировать метаболическую воду (верблюд).
4. Распашка целинных земель меняет биоразнообразие, ведет к гибели организмов, теряются плодородные почвы. Вырубка лесов ведет к негативным последствиям: исчезают виды растительного и животного мира, изменение климата (повышение температуры за счет накопления углекислого газа), возникают почвенные эрозии (образование пустынь).
5.
Напишите свой комментарий внизу страницы.