Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на страницах 100-105 по всеобщей истории древнего мира за 5 класс. Ответы на задания: 1, 2 и 3.
Учебник - §21.
Ответы 2022 года.
Вопросы и ответы:
Объясните значение слов: каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.
Ответ:Каста – группа людей, которые имеют особые права и обязанности. Принадлежность к такой группе наследуется.
Брахман – человек, общавшийся с богами. Брахманы являлись самыми почитаемыми в стране, им стремились дарить богатые подарки.
Отшельник – человек, не общающийся с другими людьми, живущий в уединении.
"Неприкасаемые" – люди, которые считались изгоями. Они выполняли самую тяжелую работу, жили практически на улице и часто голодали. Представители других каст старались не только не общаться, но и даже не прикасаться к таким людям.
Буддизм – религия, основателем которой является Будда. Он учил, что самое важное в человеке - его характер, а не то, из какой семьи он происходит.
Проверьте себя.
1. Какие касты существовали в Индии?
2. Индийцы считали, что принадлежность к касте передавалась по наследству. Что это означает?
3. За что индийцы почитали жрецов-брахманов? Как брахманы приносили жертвы? Чем они «кормили» богов?
4. Кого называли «неприкасаемыми»? Почему этих людей так называли? Какие надежды порождала у «неприкасаемых» вера в переселение душ?
5. Что вам запомнилось о каждом из трех периодов жизни брахмана?
1. В стране существовало 4 касты – жрецы, знатные воины, земледельцы, слуги.
2. Человек, который родился в семье земледельцев, никогда не сможет стать брахманом. Если у земледельцев родился ребенок, он становится земледельцем, дети брахманов будут брахманами.
3. Брахманов почитали потому, что они лучше всех умели общаться с богами и знали молитвы. Чтобы принести жертвы, брахман разжигал огонь, восхвалял богов, призывал их в гости. Чтобы «покормить» богов, жрецы бросали еду в огонь. Верующие полагали, что рис, ячмень, масло, молоко не сгорят в жертвенном огне, а дымом будут унесены к богам на небеса.
4. Неприкасаемые носили особые одежды, не имели права общаться с другими людьми, жили за городом. Они выполняли только самую тяжелую работу. Неприкасаемые надеялись, что в следующей жизни смогут стать брахманами или воинами, если будут покорными и смирятся.
5. С детства они учились общаться с богами, славить их и кормить. Они жили не в своих родных семьях, а в учительском доме. Ученики должны были почитать учителя, считалось неуважением повернуться к учителю спиной.
По достижении 16 лет мальчику-брахману искали невесту. Когда у него появлялась семья, брахман сам становился учителем и мог обучать других детей, общаться с богами. После того, как у него появятся внуки, жрец мог сделать старшего сына наследником имущества, а сам становился отшельником. Отшельники жили в шалашах и спали на голой земле. Они верили, что после всех лишений в следующей жизни они смогут остаться брахманами или даже смогут стать богами.
Подготовьте сообщение о Будде (по учебнику и ресурсам Интернета). Ответьте на вопросы: что привлекало последователей Будды в нем самом и его учении? Как Будда относился к кастовым различиям между людьми?
Ответ:Будущий основатель религии буддизма, Сиддхарта Гаутама, родился в шестом столетии до н.э. Он выделялся своим умом и талантами, мудрецы предсказывали, что он станет великим человеком. Царевич жил в роскоши, не задумывался о болезнях, старости и смерти. Однажды он встретил старика и понял, что старости не избежать, также встречал он и больного.
Задумавшись о жизни, он решил стать отшельником и уйти из дворца. Когда после странствий он сидел под деревом, ему удалось обрести мудрость. С того момента окружающие его звали Будда (Мудрец). Он говорил, что жизнь человека станет лучше, если он перестанет завидовать, воровать, лгать и злиться. Если ему удастся полностью изменить свою жизнь, то человек перестанет заново перерождаться.
Учение было привлекательно потому, что совпадало с нормами морали: не следовало убивать живых существ, необходимо уважать родителей, поддерживать тех, кто находится в беде. Кроме того, Будда считал, что не важно, к какой касте принадлежит человек, важнее его личные качества.
Подумайте. Что важнее – личные достоинства человека или его происхождение в той или иной семье? Обоснуйте свою мысль.
Ответ:Я полагаю, что важнее личные достоинства человека, чем его происхождение. Несмотря на то, что обстановка, в которой растет ребенок, играет большую роль в формировании характера, склонность к чему-либо, талант, доброта не всегда передаются по наследству.