Номер 193.
Тексты бывают разные: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Почему эти тексты так называются?
В тексте-повествовании повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим. К такому тексту можно поставить вопросы что произошло? что случилось? что делает?
В тексте-описании даётся описание предмета или явления. К такому тексту можно поставить вопрос какой? (предмет).
В тексте-рассуждении приводятся рассуждения, объяснения на поставленный вопрос. К такому тексту можно поставить вопрос почему?
Номер 194.
Прочитайте. Объясните, какой из текстов является повествованием, описанием, рассуждением. Спишите любой текст.
1. Что за чудесный вид у синички! Головка чёрная, щёчки белые, спинка и крылья зеленовато-серые, а грудь ярко-жёлтая, и посередине сверху вниз тянется чёрный галстучек.
2. Синичка согрелась в тепле. Она открыла глазки, встрепенулась, вскочила на ножки и громко запела. Потом она начала отряхиваться, поправлять перышки.
3. Почему синица-лазоревка получила такое название? Слово лазоревый означает «светло-синий», «голубой». В оперении птицы есть голубой цвет, поэтому её и назвали лазоревкой.
Г. Скребицкий
Продолжение номера 194 на следующей странице
Номер 196.
Прочитайте.
– Эй, Фома! Зачем ты ложишься спать с большой ложкой?
– Да прошлой ночью я во сне нашёл горшок с мёдом. А вдруг и сегодня во сне найду!
Этот текст – диалог, так как идёт разговор между двумя людьми. Один спрашивает, другой отвечает.
– Эй, Фома! Зачем ты ложишься спать с большой ложкой?
– Да прошлой ночью я во сне нашёл горшок с мёдом. А вдруг и сегодня во сне найду!
Реплика каждого начинается с тире. В конце восклицательных предложений поставлены восклицательные знаки. В конце вопросительного предложения – вопросительный знак.
Номер 197.
Прочитайте. Найдите границы пяти предложений. Читайте, выделяя голосом каждое предложение.
Кто видел цветущую берёзу это бывает в мае листья на берёзе ещё маленькие, а на концах веток появляются коричнево-золотые серёжки. хороша берёзка в серёжках она вся золотится, как будто в солнечном дожде.
По Э. Шиму
Кто видел цветущую берёзу? (вопросительное, невосклицательное) Это бывает в мае. (повествовательное, невосклицательное) Листья на берёзе ещё маленькие, а на концах веток появляются коричнево-золотые серёжки. (повествовательное, невосклицательное) Хороша берёзка в серёжках! (повествовательное, восклицательное) Она вся золотится, как будто в солнечном дожде. (повествовательное, невосклицательное)
Объясним написание выделенных орфограмм:
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением: цвету́щую – цвет, конца́х – ко́нчик, золоты́е – зо́лото, хороша́ – хоро́ший, дожде́ – дождь.
Безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением: берёзу.
Мягкий разделительный знак: листья.
Мягкий знак, показатель мягкости: маленькие.
Парный согласный: берёзка – берёза, серёжки – серёжечка.
Буквосочетание чн пишется без мягкого знака: коричнево, солнечном.
Объясним постановку знаков препинания в конце предложений:
Кто видел цветущую берёзу?
Предложение представляет собой вопрос, поэтому в конце ставится вопросительный знак.
Это бывает в мае. Листья на берёзе ещё маленькие, а на концах веток появляются коричнево-золотые серёжки. Она вся золотится, как будто в солнечном дожде.
В конце данных предложений ставится точка, поскольку они являются повествовательными и не выражают эмоций.
Хороша берёзка в серёжках!
Предложение произносится с интонацией восхищения, поэтому в конце предложения ставится восклицательный знак.
Эти предложения составляют текст, потому что они связаны между собой по смыслу и объединены общей темой.
Заголовок: Цветущая береза.
Напишите свой комментарий внизу страницы.