Номер 218.
1. Выполните звуко-буквенный разбор любого слова.
2. Выпишите буквы из выделенного слова в алфавитном порядке.
3. Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Запишите это слово.
1. Звуко-буквенный разбор (см. Памятку 1, с. 130).
Пчё│лы – 2 слога, 5 звуков, 5 букв.
[п] – согласный, глухой, твёрдый;
[ч'] – согласный, глухой, мягкий;
[о́] – гласный, ударный;
[л] – согласный, звонкий, твёрдый;
[ы] – гласный, безударный.
1. Звуко-буквенный разбор (см. Памятку 1, с. 130).
Пчё|лы [п ч' о́ л ы] – 2 слога, 5 звуков, 5 букв.
п [п] – согласный, глухой парный [п-б], твёрдый парный [п-п'], буква «пэ»;
ч [ч'] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный, буква «чэ»;
ё [о́]– гласный, ударный;
л [л]– согласный, звонкий непарный, твёрдый парный [л-л'], буква «эль»;
ы[ы] – гласный, безударный.
2. И, К, П, Р, С, Т, Я.
3. Поют – 4 б, 5 зв. [п а й' у т].
Номер 219.
Кто правильно назовёт все буквы русского алфавита?
Номер 220.
Вспомните, какие буквы в корнях слов надо проверять. Когда их надо проверять?
В корнях нужно проверять гласные и согласные буквы, которые стоят в слабой позиции.
Правила:
1. Гласные после шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2. Парные по глухости – звонкости согласные (чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный звук, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или непарный звонкий согласный).
3. Безударная гласная (чтобы проверить безударный согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот гласный стал ударным).
Правила орфографии нужно знать, чтобы правильно писать, быть грамотным человеком.
Номер 221.
Прочитайте. Объясните правописание выделенных орфограмм.
Москва, дожди, сугроб, стакан, Алёша, пчела, мороз, ученик, Россия, синичка, ручьи, ночной, больница, сказка, чаща, лыжи, сладкий, бежать, шина, чудо, ищу, Волга.
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением: дожди́– дождь,пчела́– пчёлы,больни́ца– боль,бежа́ть– бег.
Безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением: Москва,стакан,мороз, ученик,синичка.
Мягкий разделительный знак: ручьи.
Парный согласный: сугроб– сугробы,мороз– морозы,сказка– сказать,сладкий– сладость.
Буквосочетание чк, чн пишется без мягкого знака: ночной,синичка.
чаща,лыжи,шина,чудо,ищу.
Имена собственные: Алёша,Волга.
Удвоенная согласная: Россия.
Дожди,столы,стволы,ряды.
Москва,квартира,город,дежурный.
Ручьи,воробьи,колья,колье.
Сугроб,укроп,стог,серп.
Синичка,сестричка,ручной,крючки.
Чаща,малыши,мыши,чучело.
Алёша,Марина,Егор,Наташа.
Россия,касса,класс,суббота.
Алёша выпил стакан чая с лимоном.
Номер 223.
Расшифруйте скороговорку.
СОБИРАЛАМАРГАРИТАМАРГАРИТКИНАГОРЕ.
РАСТЕРЯЛАМАРГАРИТАМАРГАРИТКИВОДВОРЕ.
Собирала Маргарита маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
«Собирала» и «растеряла» написаны с большой буквы, так как это первые слова в предложении. Слово «Маргарита» написано с большой буквы, потому что это имя девочки.
Орфограммы, которые подчеркнули помимо заглавных букв:
написание слов с предлогом (на горе, во дворе),
безударная гласная в корне, проверяемая ударением (горе – горы, дворе – двор, растеряла – потеря).
Номер 224.
Прочитайте. Определите тему текста. Подберите к тексту название.
Пришёл месяц май. В тени больших деревьев расцвели ландыши. Как душисты и красивы эти цветы! На стройных стебельках пара зелёных листьев и белые колокольчики. Цветки похожи на маленькие жемчужинки. Не рвите ландыши! Без них темнее станет лес.
(Из журнала «Мурзилка»)
Тема текста: ландыши. Заголовок: Лесные ландыши.
«На стройных стебельках пара зелёных листьев и белые колокольчики. Цветки похожи на маленькие жемчужинки.»
Его цветки сравнивают с маленькими жемчужинками.
Надо беречь это растение, потому что без него темнее станет лес, они его украшают.
Подготовимся к письму под диктовку (памятка 2 стр. 129)
1. Прочитаем текст. Выясним смысл непонятных слов.
2. Найдём в каждом предложении слова, написание которых надо проверить. Определим в каждом таком слове орфограммы. Вспомним правило и объясним, почему так пишется слово:
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением: в тени – тень, больших – больше, деревьев – дерево, расцвели – расцвёл, цветы – цвет, стебельках – стебель, зелёных – зелень, колокольчики – колокол, цветки – цвет, жемчужинки – жемчуг, темнее – тёмный.
Безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением: месяц, колокольчики.
Мягкий разделительный знак: листьев.
Парный согласный: лес – леса.
Гласные после шипящих: больших, ландыши, душисты, жемчужинки.
Не с глаголами: не рвите.
Ь показатель мягкости: колокольчики, больших, стебельках, маленькие.
Далее по памятке 2 стр. 131.
Памятка 2
Как подготовиться к диктанту
1. Прочитайте текст (предложения, словосочетания, слова). Выясните смысл непонятных слов.
2. Найдите в каждом предложении слова, написание которых надо проверить. Определите в каждом таком слове орфограммы. Вспомните правило и объясните, почему так пишется слово.
3. Если не знаете, как проверить написание слова, то запомните, как оно написано.
4. Обратите внимание на употребление знаков препинания в предложении.
5. Внимательно записывайте каждое слово.
Пчела́ за да́нью полево́й
Лети́т из ке́льи восково́й.
А. Пушкин
Облете́ли ли́стья с клёна,
Клён от хо́лода дрожи́т.
На доро́жке у балко́на
Золото́й ковёр лежи́т.
Е. Авдиенко
Напишите свой комментарий внизу страницы.