Номер 139.
Прочитайте отрывок из стихотворения И. Мазнина «Походили, поболтали».
Походили, поболтали,
Посидели, помолчали,
Оглянулись – утра нет,
Говорят: «Уже обед!..»
Пообедали
И встали,
Повстречались,
Побежали,
Погонялись за котом,
Посмеялись,
А потом –
Распрощаться не успели,
Как уже лежим в постели.
Это стихотворение о детях. Они всегда находятся в движении, неусидчивы, поэтому много глаголов. Кроме того обилие глаголов помогает показать, как быстро бежит время.
Объяснение орфограмм.
Буквосочетание жи: лежим.
Буквосочетание ча/ща: повстречались, распрощались.
Парный согласный: обед (обеды).
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением: походи́ли (похо́д), посиде́ли (си́дя), помолчали (молча), огляну́лись (взгляд), повстреча́лись (встре́ча), побежа́ли (бег), погоня́лись (пого́ня), посмея́лись (смех), лежи́м (лёжа).
Безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением: пообе́дали, поболтали.
Глаголы: Походили, поболтали, посидели, помолчали, оглянулись, говорят, пообедали, встали, повстречались, побежали, погонялись, посмеялись, распрощаться, не успели, лежим.
Номер 140.
Прочитайте. Из каких сказок эти слова?
Слова первой группы из сказки «Петушок и бобовое зернышко».
сущ. сущ. сущ. гл.
Петушок, курочка, зёрнышко, подавился.
Петушок клевал и подавился зёрнышком. Курочка побежала за помощью.
Слова второй группы из сказки «Каша из топора».
сущ. гл. сущ. сущ.
Солдат, сварил, топор, каша.
Солдат сварил кашу из топора. Так он обхитрил старуху.
Слова третьей группы из сказки «Лиса и журавль».
сущ. сущ. гл. сущ.
Лиса, журавль, угощать, тарелка.
Лиса стала угощать журавля. Она положила кашу в тарелку.
Слова четвертой группы из сказки «Заячья избушка».
сущ. сущ. сущ. гл.
Лиса, заяц, петух, выгнала.
Лиса выгнала из домика зайца. Петух выгнал лису.
Номер 143.
Прочитайте. Озаглавьте текст.
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
К. Ушинский
Заголовок: Доброе утро.
В тексте повествуется о начале дня. Встает солнышко и будит всё вокруг, рассылает свои золотые лучи. Они попадают на жаворонка, потом на зайчика. Они от этого просыпаются.
Глаголы, которые указывают на последовательность происходящих событий: выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал.
Ко всему тексту можно поставить вопросы: что произошло? что случилось?»
Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?
Напишите свой комментарий внизу страницы.