Номер 216.
Прочитайте. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени. Запишите.
м.р. ж.р. ср.р.
Расти – рос, росла, росло; упасть, говорить, поднять, гореть, звенеть, цвести, играть.
Расти – рос , росла, росло;
Упасть – упал , упала, упало;
Говорить – говорил , говорила, говорило;
Поднять – поднял , подняла, подняло;
Гореть – горел , горела, горело;
Звенеть – звенел , звенела, звенело;
Цвести – цвел , цвела, цвело;
Играть – играл , играла, играло.
Номер 217.
Прочитайте.
Что-то вдруг загр..хотало!
И огнем заполыхало!
И б..рёза заст..нала
И руками зам..хала!
И осина!.. И сосна!..
Верно, думали, война…
Э. Мошковская
Это стихотворение о грозе с громом. Эти строки пугают, а приставка за- вносит в глаголы значение начала действия.
ср.р. ед.ч.
Что-то вдруг загрохотало!
ср.р. ед.ч.
И огнем заполыхало!
ж.р. ед.ч.
И берёза застонала
ж.р. ед.ч.
И руками замахала!
И осина!.. И сосна!..
мн.ч.
Верно, думали, война...
Номер 218.
Найдите в словаре синонимов (с. 154) и антонимов (с. 155) по две пары глаголов. Запишите их сначала в неопределенной форме, а затем в форме прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа.
Ответ:Синонимы:
Лгать – обманывать; лгал, обманывал.
Работать, трудиться; работал, трудился.
Антонимы:
Отвечать – спрашивать; отвечал – спрашивал.
Провожать – встретить; проводил – встретил.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.
Жил , ждал , взял , брал – м.р.
Жила́, ждала́, взяла́, брала́ – ж.р.
Жило, ждало, взяло, брало – ср.р.
Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.
Номер 218.
Прочитайте. Объясните, как вы поняли лексическое значение каждого глагола.
Пос(и, е)дел на траве – пос(и,е)дел от горя; сп(и, е)ши упражнение – сп(е, и)ши быстрее в школу; зап(е, и)вать песню – зап(и, е)вать лекарство водой.
Посидел – сидел на траве; поседел – волосы побелели от старости;
Спиши – запиши; спеши – быстро делать что-то;
Запевать песню – начинать петь, запивать – водой помогать себе проглотить что-то.
Посидел (си́дя) на траве – поседел (се́денький) от горя; спиши (пи́шут) упражнение – спеши (спе́шка) быстрее в школу; запевать (петь) песню – запивать (пить) лекарство водой.
Номер 219.
Прочитайте строки из стихотворения «Мой друг».
Он честен и бесстрашен
На суше и воде –
Товарища и друга
Не бросит он в беде...
<...>
Он гнёзд не разоряет,
Не курит и не врёт,
Не виснет на подножках2,
Чужого не берёт...
С. Михалков
Тема: каким должен быть друг.
Главная мысль: товарищ не бросит в беде, он честен и бесстрашен.
Не бросит, не разоряет, не курит, не врет, не виснет, не берет.
Не с глаголами пишется раздельно.
Мою подругу зовут Даша. С Дашей мы дружим уже сто лет. Учимся вместе, гуляем вместе, проводим время вместе.
Она умеет поддержать, умеет слушать меня и всегда поможет, если что.
Я тоже стараюсь быть хорошим другом, потому что друг – тот, кто всегда рядом, а я хочу быть таким другом.
подножках.
Номер 220.
Прочитайте. Спишите. Объясните смысл данных выражений. Подчеркните частицу не.
1. Не шути с огнем: обожжешься. 2. Соловья баснями не кормят. 3. Не спеши языком.
Ответ:1. Не шути с огнем: обожжешься. – К вещам, представляющим опасность, нужно относится серьезно.
2. Соловья баснями не кормят. – Говорят, когда нужно прекращать разговоры и садиться за стол есть.
3. Не спеши языком. – Лучше меньше говорить и больше делать.
Обратите вниманеи! Частица не при глаголе придает высказыванию отрицательный смысл: повтори́л – не повтори́л, звони́л – не звони́л.
Напишите свой комментарий внизу страницы.