Номер 222.
Прочитайте. Объясните, как вы поняли лексическое значение каждого глагола.
Пос(и, е)дел на траве – пос(и,е)дел от горя; сп(и, е)ши упражнение – сп(е, и)ши быстрее в школу; зап(е, и)вать песню – зап(и, е)вать лекарство водой.
Посидел – сидел на траве; поседел – волосы побелели от старости;
Спиши – запиши; спеши – быстро делать что-то;
Запевать песню – начинать петь, запивать – водой помогать себе проглотить что-то.
Посидел (си́дя) на траве – поседел (се́денький) от горя; спиши (пи́шут) упражнение – спеши (спе́шка) быстрее в школу; запевать (петь) песню – запивать (пить) лекарство водой.
Номер 223.
Прочитайте строки из стихотворения «Мой друг».
Он честен и бесстрашен
На суше и воде –
Товарища и друга
Не бросит он в беде...
<...>
Он гнёзд не разоряет,
Не курит и не врёт,
Не виснет на подножках2,
Чужого не берёт...
С. Михалков
Тема: каким должен быть друг.
Главная мысль: товарищ не бросит в беде, он честен и бесстрашен.
Не бросит, не разоряет, не курит, не врет, не виснет, не берет.
Не с глаголами пишется раздельно.
Мою подругу зовут Даша. С Дашей мы дружим уже сто лет. Учимся вместе, гуляем вместе, проводим время вместе.
Она умеет поддержать, умеет слушать меня и всегда поможет, если что.
Я тоже стараюсь быть хорошим другом, потому что друг – тот, кто всегда рядом, а я хочу быть таким другом.
подножках.
Номер 224.
Прочитайте. Спишите. Объясните смысл данных выражений.
1. Не шути с огнем: обожжешься. 2. Соловья баснями не кормят. 3. Не спеши языком.
Ответ:1. Не шути с огнем: обожжешься. – К вещам, представляющим опасность, нужно относится серьезно.
2. Соловья баснями не кормят. – Говорят, когда нужно прекращать разговоры и садиться за стол есть.
3. Не спеши языком. – Лучше меньше говорить и больше делать.
Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.
Не мог, не хотел, не взял.
Номер 223.
Прочитайте. Определите тему стихотворения. Придумайте к нему заголовок.
Висит, Не замечают
Скучает Пуговицы,
Пуговица – Пока
Спокойно Не оторвётся.
Ей живется. Р. Сеф
Тема: маленькая пуговица.
Заголовок: «Незаметная пуговица».
«Незаметная пуговица»
Висит, Не замечают
Скучает Пуговицы,
Пуговица – Пока
Спокойно Не оторвётся.
Ей живется. Р. Сеф
Выделенные буквосочетания -тся произносятся как [ца].
Номер 224.
Прочитайте загадки. Объясните отгадки.
1. Не сердятся, а усами ворочают; не молчат, а слова не скажут; идут, а с места не сдвинутся. (Часы) 2. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык) 3. Есть спина, а не лежит, четыре ножки, а не ходит. (Стул)
1. Часы, потому что иногда стрелки часов делают циферблат похожим на сердящееся лицо, часы идут.
2. Язык, потому что он помогает издавать звуки.
3. Стул, потому что у него есть спинка, и есть 4 ножки.
1. Не сердятся, а усами ворочают; не молчат, а слова не скажут; идут, а с места не сдвинутся. (Часы)
2. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
3. Есть спина, а не лежит, четыре ножки, а не ходит. (Стул)
Номер 225.
Прочитайте.
1. Кому велено чирикать, не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать, не чирикайте! (К. Чуковский) 2. А теперь без грамоты пропадёшь, далеко без грамоты не уйдёшь. Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть! (С. Маршак) 3. Ни дома, ни в школе, нигде, никому – не верил упрямый Фома ничему. (С. Михалков)
1. Кому велено чирикать, не мурлыкайте! (побудит., восклиц.) Кому велено мурлыкать, не чирикайте! (побудит., восклиц.)
2. А теперь без грамоты пропадёшь, далеко без грамоты не уйдёшь. (повеств., невосклиц.) Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть! (повеств., восклиц.)
3. Ни дома, ни в школе, нигде, никому – не верил упрямый Фома ничему. – (повеств., невосклиц.)
Не мурлыкайте, не чирикайте, не уйдешь, не попить, не поесть, не прочесть, не верил.
Обратите внимание! Звукосочетание [ца] на конце глаголов обозначается на письме буквосочетанием -тся или -ться: (что делает?) учится, (что делать?) учиться.
На конце глагола никогда не пишется буквосочетание -ца.
Напишите свой комментарий внизу страницы.