Номер 233.
Прочитайте. Назовите произведение.
1. Только уселась команда косая, весь островочек пр..пал под водой.
2. Мимо бревно суковатое плыло3. Зайцев с десяток сп..салось на нём.
3. «Взял бы я вас – да п..топите лодку!»
4. Тут мои зайчики точно сбесились: смотрят3, на задние лапы вст..ют, лодку к..чают, гр..сти не д..ют: берег з..видели плуты косые...
Н. Некрасов
Это произведение «Дедушка Мазай и зайцы».
Тема рисунка: дед Мазай спасает зайцев.
Плыл Дед Мазай однажды на своей лодке. Много было снега зимой. Вот река и полноводная вышла из берегов.
Плывет он на ней, плывет, и видит, стоят на берегу зайцы. Мокрые, напуганные, холодные. Посадил он их в свою лодку да повёз к бережку.
Дрожат косые так, что лодка трясется. А как берег увидели, так занервничали, запрыгали от радости. Так Дед Мазай всех ушастых и спас.
Плыло – глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делало? Неопределенная форма – плыть. Употреблен в прошедшем времени, в единственном числе. В предложении является сказуемым.
Смотрят – глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? Неопределенная форма – смотреть. Употреблен в настоящем времени, во множественном числе. В предложении является сказуемым.
Номер 234.
Прочитайте.
(С)гор (с)б..гали г..в..рливые2 руч..йки. 2. (На)полях (за)з..л..нели озимые хлеба. 3. (За)цвели голубен..кие (под)снежники2. 4. С..нички вес..ло (пере)л..тали3 (с)ветки (на)ветку. 5. (За)пели (над)руч..ями г..л..систые сол.. вьи4.
говорливые, подснежники.
Перелетали – глагол, обозначает действие предмета. Отвечает на вопрос что делали? Неопределенная форма – перелететь. Употреблен в прошедшем времени, во множественном числе. В предложении является сказуемым.
Запели над ручьями голосистые соловьи.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О соловьях). В предложении слово соловьи отвечает на вопрос "кто?" Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем (запели). Слово запели отвечает на вопрос - что сделали? соловьи (что сделали?) запели. Значит, слово запели - это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод подлежащее соловьи и сказуемое запели - это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее: соловьи (какие?) голосистые - определение - подчёркиваю волнистой линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: запели (над чем?) над ручьями - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: запели над ручьями, голосистые соловьи.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 1.
Составьте сообщение на одну из тем.
1. Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?
2. Что я узнал(а) о глаголе как части речи?
Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос что делать? и что сделать?
Глаголы изменяются по родам (женский, мужской, средний), и временам(прошедшее, настоящее, будущее).
У глагола есть неопределенная (начальная) форма: глагол, который отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Более того, глаголы изменяются по числам. Узнать число можно по вопросу.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам, а прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяется.
Номер 2.
Прочитайте. Докажите, что только одно слово является глаголом.
Сон, спать, сонный.
Ответ:Чтобы доказать, что только одно слово является глаголом, нужно помнить признаки глаголов: отвечает на вопрос что делать и обозначает действие предмета.
Сон (что?) – предмет.
Спать (что делать?) – действие.
Сонный (какой?) – прилагательное.
Номер 3.
Прочитайте и запишите глаголы.
Кричать, сгореть, говорить.
Кричать, сгореть, говорить.
Кричал – кричу – буду кричать.
Номер 4.
Составьте и запишите предложение, употребив в нем глагол жить в форме настоящего времени. Подчеркните в предложении грамматическую основу.
Ответ:Я живу в самой лучшей семье на свете.
Номер 5.
Прочитайте. выпишите из предложения словосочетания. Над глаголом укажите время.
Скоро прилетят на родину скворцы.
Ответ: буд.вр.
прилетят скоро,
буд.вр.
прилетят на родину.
Номер 6.
Прочитайте. В чем сходство данных форм глаголов и в чем их различие?
Блестят – блестел – блестит.
Ответ:Блестят – наст. вр., 3 л., мн. ч.
Блестел – прош. вр., ед. ч., м. р.
Блестит – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Сходства: однокоренные.
Различия: время, лицо, число.
Номер 7.
Прочитайте. В каких предложениях глаголы употреблены в переносном значении?
1. Сияют звезды. 2. Застучал дятел. 4. Город проснулся. 4. Щеки горят от мороза.
Ответ:Город проснулся. – в данном предложении глагол проснулся употреблён в переносном значении «оживиться, прийти в движение».
Щеки горят от мороза. – в данном предложении глагол горят употреблён в переносном значении «становиться горячим, краснеть от прилива крови».
Номер 8.
Рассмотрите схемы слов. Словам какой части речи будет соответствовать каждая схема? Подберите и запишите слова к каждой схеме. Укажите над ними части речи.
к , ет, ский.
Ответ: к – имя существительное.
Подушка.
Булочка.
Кошка.
ет – глагол.
Играет.
Живёт.
Цветёт.
ский – имя прилагательное.
Чешский.
Русский.
Барский.
Напишите свой комментарий внизу страницы.