Номер 237.
Прочитайте таблицу «Часть речи». Подумайте: для чего служат самостоятельные части речи?А служебные? Приведите свои примеры слов разных частей речи.
Ответ:Самостоятельные части речи обозначают предметы, их признаки, действия, количество, указывают на них, но не называют.
Существительные – молодость, верность, слово.
Прилагательное – красивый, верный, долгий.
Числительное – седьмой, семнадцать, два.
Местоимение – мы, она, вы.
Глагол – думать, читать, знать.
Служебные части речи служат для связи слов в предложениях и словосочетаниях.
Предлог: под, за, из-под.
Союз: а, но, или.
Частица: бы, ведь, не.
Номер 238.
Представьте, что в вашем классе проводится конференция на тему «Части речи в русском языке». Вам предложили выступить на этой конференции с научным докладом. Выберите любую из изученных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол) и составьте текст на тему «Что я знаю о данной части речи».
Ответ:Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет.
В предложении именем существительным может быть выражено подлежащее или второстепенный член предложения, который например, указывает на место, где происходит действие и др.
Существительные бывают нарицательными (всё остальное) и собственными (обозначают имена, клички животных и названия географических объектов).
Имя существительное может изменятся по числам, родам и падежам.
В русском языке существуют 2 числа имени существительного: единственное (конь) и множественное (кони).
В русском языке имя существительное может существовать в трех родах: женский, мужской и средний род.
Еще существительное может изменятся по падежам. Всего их в русском языке шесть. Каждый отличается падежным вопросом и предлогом.
Таким образом, можно составить таблицу.
Начальная форма имени существительного: И.п. ед.ч.
Обратите внимание! Все слова русского языка распределяются по частям речи. Части речи бывают самостоятельные и служебные.
Номер 238.
Скажите, как вы понимаете смысл этого предложения. О каком празднике идёт речь? Спишите предложение.
День Победы – это праздник жизни!
М. Дружинина
День Победы – праздник победы Красной армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Смысл этого предложения в том, что в этот день мы вспоминаем героев, которые воевали для того, чтобы мы жили беззаботно и счастливо.
Спишем предложение:
День Победы – это праздник жизни!
Номер 239.
Прочитайте. Озаглавьте текст.
Шла война. В лесу шёл бой. Молодой солдат приложил ручной пулемёт к берёзе и стрелял по врагу.
Недалеко разорвалась мина. Осколком отбило ветку с соловьиным гнездом. Упала ветка с гнёздышком на землю. Соловушка кружилась над птенчиками и тревожно пищала.
Враг отступил. Бой отдалялся. Солдат снял пулемёт с дерева. Потом подошёл к соловьиному гнёздышку, поднял его и прикрепил к другой ветке берёзы. А сам ушёл туда, где гремел бой.
По В. Сухомлинскому
1. Читаю текст.
2. Тема: бой в лесу.
Основная мысль: солдат защитил природу и Родину.
3. План:
1. Бой в лесу.
2. Упавшее соловьиное гнездо.
3. Солдат спас гнездо.
4. Выполняется индивидуально.
5. Выполняется индивидуально.
6. Проверяют изложение.
Номер 240.
Прочитайте.
Вы в битве Родину спасли,
Преодолели все преграды.
Спасибо вам от всей Земли,
За все спасибо вам солдаты…
Б. Дубровин
Тема: благодарность Земли.
Главная мысль: нужно благодарить тех, кто спас Родину от имени всей Земли.
Прочти стихотворение еще раз и запиши, чтобы запомнить правописание слов.
Вы в битве Родину спасли,
Преодолели все преграды.
Спасибо вам от всей Земли,
За все спасибо вам солдаты…
Номер 241.
Побывайте в День Победы у Могилы Неизвестного Солдата. Составьте текст на тему «У Вечного огня».
Ответ:Война закончилась уже очень давно. Почти все те, кто сражался на фронтах, уже ушли из жизни, ведь время не щадит никого. Но разве это значит, что мы имеем право забывать всех тех, кто дал нем шанс на счастливую жизнь.
Мы с родителями ходим всегда на 9 мая на парад победы, бессмертный полк и посещаем монумент «Могила неизвестного солдата».
Тишина, которая там всегда царит, вызывает мурашки по коже, на глазах наворачиваются слезы. Сколько имен на обелисках и вечный огонь, который напоминает свечу, в память обо всех, кого с нами нет, но кто позволил нам жить.
Памятка 9
Как подготовиться к изложению
1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных слов, словосочетаний и предложений.
2. Определите тему и основную мысль текста. Обратите внимание, как автор их раскрывает. Подумайте, какие слова и выражения особенно важно употребить в изложении для раскрытия темы и основной мысли текста.
3. Составьте план. Для этого определите количество частей в тексте (или разделите текст на части, если они не выделены), выделите в них главное и озаглавьте каждую часть – это и будет планом.
4. Найдите слова с изученными орфограммами. Объясните их написание. Найдите слова, которые могут вызвать затруднение при письме. Выпишите эти слова или запомните их. Обратите внимание на построение и оформление предложений, постановку знаков препинания в них.
5. Ещё раз прочитайте текст. Мысленно перескажите его. Начинайте писать изложение по составленному плану. Каждую часть пишите с красной строки.
6. Проверьте написанное изложение.
Напишите свой комментарий внизу страницы.