Номер 80.
Прочитайте. Отгадайте загадки. Объясните отгадки. Какая загадка является еще и скороговоркой?
1. Около проруби сидят белые голуби.4
2. С неба крупа падает.
3. От топота копыт пыль1 по полю летит.
4. Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает.
О т г а д к и: конь, белка, град, зубы.
1. Ответ: зубы. Прорубь – наш рот, а голуби – зубы.
2. Ответ: град. Крупа – градинки, которые падают из облаков.
3. Ответ: конь. У лошадей есть копыта. Они и создают шум и топот.
4. Ответ: белка. Белки действительно очень резвые животные и перебегают с ветки на ветку молниеносно.
Скороговоркой является третья загадка.
Для этого необходимо от главного слова в словосочетании задать вопрос к существительному и по падежному вопросу (кого? чего?) узнать родительный падеж.
От топота (Р. п.) копыт (Р. п.) пыль по полю летит.
Словосочетания: пыль (от чего?) от топота; от топота (чего?) копыт; летит (по чему?) по полю.
1. Около (чего?) проруби (Р. п.) сидят белые голуби.
2. С (чего?) неба (Р. п.) крупа падает.
3. От (чего?) топота (Р. п.) (чего?) копыт (Р. п.) пыль по полю летит.
4. Без (чего?) крыльев (Р. п.), а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает.
Пыль [пыл΄] – 1 слог
п – [п] – согл.; глух. парн.; тв. парн.;
ы – [ы] – гласн.; ударн.;
л – [л΄] – согл.; зв. непарн.; мягк. парн.;
ь – [-] – не обозначает звука.
Около проруби сидят белые голуби.4
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О голубях) В предложении слово голуби отвечает на вопрос (кто?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (сидят) Слово сидят отвечает на вопрос что делают? Значит, слово сидят – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее голуби и сказуемое сидят – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Голуби (какие?) белые - определение - подчёркиваю волнистой линией; Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: сидят (около чего?) около проруби - дополнение
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: белые голуби, сидят около проруби.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 81.
Прочитайте. Какое слово в предложении пропущено?
Однажды Наташа гуляла в поле около леса.4 Она увидела голубой к..л..кольчик. Он рос д..л..ко от воды и совсем завял. Наташа пож..лела бедный цветок. Девочка прин..сла2 воды из руч..йка и нап..ила цветок. Голубой к..л..кольчик ожил, улыбнулся и ск..зал: «…, девочка! Не дала мне погибнуть. И я прин..су тебе радость».
Н. Сидоров
Полагаю, что пропущено слово «спасибо», ведь девочка спасла колокольчику жизнь.
Однажды Наташа гуляла в поле около (чего? – Р. п.) леса.4 Она увидела голубой колокольчик (1.ко́локол, 2.сл. сл.). Он рос далеко (1.даль, 2.дале́че) от (чего? – Р. п.) воды и совсем завял. (кто? – И. п.) Наташа пожалела (жа́лость) бедный цветок. (кто? – И. п.) Девочка принесла2 (нёс) воды из (чего? – Р. п.) ручейка (руче́й) и напоила (по́ишь) цветок. Голубой колокольчик ожил, улыбнулся и сказал (ска́зка): «Спасибо, девочка! Не дала мне погибнуть. И я принесу (нёс) тебе радость».
Тема: взаимовыручка и взаимопомощь.
Основная мысль: за добро добром платить нужно.
Заголовок: «За добро плати добром».
Погуляла Наташа еще немного, попрощалась с цветком да домой пошла. Каждый день приходила она в гости к колокольчику, а потом заболела. Грустно это летом болеть. и Наташе казалось, что уже ничего не сможет её порадовать.
Но тут домой вернулась мама, а в руках у неё была фотография того самого колокольчика, который рос в поле около леса. Вот как колокольчик порадовал Наташу в ответ на ее добро.
принесла - гл.
Однажды Наташа гуляла в поле около леса.4
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О Наташе) В предложении слово Наташа отвечает на вопрос (кто?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (гуляла) Слово гуляла отвечает на вопрос что делала? Значит, слово гуляла – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее Наташа и сказуемое гуляла – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Задаю от сказуемого вопрос. Гуляла (где?) в поле - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой. Гуляла (когда?) однажды - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой. Нахожу второстепенный член предложения, поясняющий другой второстепенный член предложения: в поле (где?) около леса - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой.
6. Делаю вывод: в предложении 3 словосочетания: гуляла однажды, гуляла в поле, в поле около леса.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
У имен существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак (ь) не пишется: с плеч, из-за туч, с крыш, около дач, много задач.
Номер 80.
Прочитайте. Отгадайте загадки. Объясните отгадки. Какая загадка является еще и скороговоркой?
1. Около проруби сидят белые голуби.4
2. С неба крупа падает.
3. От топота копыт пыль1 по полю летит.
4. Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает.
О т г а д к и: конь, белка, град, зубы.
1. Ответ: зубы. Прорубь – наш рот, а голуби – зубы.
2. Ответ: град. Крупа – градинки, которые падают из облаков.
3. Ответ: конь. У лошадей есть копыта. Они и создают шум и топот.
4. Ответ: белка. Белки действительно очень резвые животные и перебегают с ветки на ветку молниеносно.
Скороговоркой является третья загадка.
Для этого необходимо от главного слова в словосочетании задать вопрос к существительному и по падежному вопросу (кого? чего?) узнать родительный падеж.
От топота (Р. п.) копыт (Р. п.) пыль по полю летит.
Словосочетания: пыль (от чего?) от топота; от топота (чего?) копыт; летит (по чему?) по полю.
1. Около (чего?) проруби (Р. п.) сидят белые голуби.
2. С (чего?) неба (Р. п.) крупа падает.
Пыль [пыл΄] – 1 слог
п – [п] – согл.; глух. парн.; тв. парн.;
ы – [ы] – гласн.; ударн.;
л – [л΄] – согл.; зв. непарн.; мягк. парн.;
ь – [-] – не обозначает звука.
Около проруби сидят белые голуби.4
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О голубях) В предложении слово голуби отвечает на вопрос (кто?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (сидят) Слово сидят отвечает на вопрос что делают? Значит, слово сидят – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее голуби и сказуемое сидят – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Голуби (какие?) белые - определение - подчёркиваю волнистой линией; Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: сидят (около чего?) около проруби - дополнение
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: белые голуби, сидят около проруби.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 81.
Прочитайте. Какое слово в предложении пропущено?
Однажды Наташа гуляла в поле около леса.4 Она увидела голубой к..л..кольчик. Он рос д..л..ко от воды и совсем завял. Наташа пож..лела бедный цветок. Девочка прин..сла2 воды из руч..йка и нап..ила цветок. Голубой к..л..кольчик ожил, улыбнулся и ск..зал: «…, девочка! Не дала мне погибнуть. И я прин..су тебе радость».
По Н. Сидорову
Полагаю, что пропущено слово «спасибо», ведь девочка спасла колокольчику жизнь.
Однажды Наташа гуляла в поле около (чего? – Р. п.) леса.4 Она увидела голубой колокольчик (1.ко́локол, 2.сл. сл.). Он рос далеко (1.даль, 2.дале́че) от (чего? – Р. п.) воды и совсем завял. (кто? – И. п.) Наташа пожалела (жа́лость) бедный цветок. (кто? – И. п.) Девочка принесла2 (нёс) воды из (чего? – Р. п.) ручейка (руче́й) и напоила (по́ишь) цветок. Голубой колокольчик ожил, улыбнулся и сказал (ска́зка): «Спасибо, девочка! Не дала мне погибнуть. И я принесу (нёс) тебе радость».
Объясним написание пропущенных орфограмм:
колокольчик – сочетание -оло-;
далеко (даль), пожалела (жа́лость), принесла (нёс), ручейка (руче́й), сказал (сказ) – проверяемые безударные гласные;
далеко – суффикс -ек-.
Тема: взаимовыручка и взаимопомощь.
Основная мысль: за добро добром платить нужно.
Заголовок: «За добро плати добром».
Погуляла Наташа еще немного, попрощалась с цветком да домой пошла. Каждый день приходила она в гости к колокольчику, а потом заболела. Грустно летом болеть. Наташе казалось, что уже ничего не сможет её порадовать.
Но тут домой вернулась мама, а в руках у неё была фотография того самого колокольчика, который рос в поле около леса. Вот как колокольчик порадовал Наташу в ответ на её добро.
принесла - гл.
Однажды Наташа гуляла в поле около леса.4
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О Наташе) В предложении слово Наташа отвечает на вопрос (кто?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (гуляла) Слово гуляла отвечает на вопрос что делала? Значит, слово гуляла – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее Наташа и сказуемое гуляла – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Задаю от сказуемого вопрос. Гуляла (где?) в поле - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой. Гуляла (когда?) однажды - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой. Нахожу второстепенный член предложения, поясняющий другой второстепенный член предложения: в поле (где?) около леса - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой.
6. Делаю вывод: в предложении 3 словосочетания: гуляла однажды, гуляла в поле, в поле около леса.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
У имен существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак (ь) не пишется: с плеч, из-за туч, с крыш, около дач, много задач.
Напишите свой комментарий внизу страницы.