Номер 90.
Прочитайте.
Вижу (кого? что?)
девочку, мальчика,
лису, медведя,
стол, кедр.
Нет (кого? чего?)
девочки, мальчика,
лисы, медведя,
стола, кедра.
Со словом вижу употреблены существительные в винительном падеже, а со словом нет – в родительном падеже.
а) вижу (кого?) мальчика, медведя;
нет (кого?) мальчика, медведя;
б) вижу (кого?) девочку, лису;
нет (кого?) девочки, лисы;
в) вижу (что?) стол, кедр;
нет (чего?) стола, кедра.
Чтобы распознать родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных мужского рода, можно использовать приемы замены этих имен существительных одушевленными именами существительными женского рода или неодушевленными именами существительными мужского рода в тех же падежах.
Р. п. (нет) кого? малыша (девочки, лисы).
В. п. (вижу) кого? малыша (лису, стол).
В этих падежах у данных имен существительных окончания различаются.
Номер 90.
Прочитайте.
1. Ученик работал за компьютером. 2. На п..лянке пахнет з..мл..никой. 3. За гор..дом начинается лес. 4. Между б..резками течет руч..ёк. 5. Бабушка исп..кла п..роги с ч..рникой.4 6. Над болотом круж..ли жур..вли.
Слова в творительном падеже употребляются с предлогами: за, между, с, над. В предложении являются второстепенными членами.
1. Ученик работал за компьютером.
2. На полянке пахнет земляникой.
3. За городом начинается лес.
4. Между березками течет ручеёк.
5. Бабушка испекла пироги с черникой.
6. Над болотом кружили журавли.
Бабушка испекла пироги с черникой.4
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О бабушке) В предложении слово бабушка отвечает на вопрос кто? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (Испекла) Слово испекла отвечает на вопрос что сделала? Значит, слово испекла – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее бабушка и сказуемое испекла – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: испекла (что?) пироги - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения: пироги (с чем?) с черникой - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 2словосочетания: испекла пироги, пироги с черникой.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 91.
Прочитайте. Составьте предложения, выбирая нужные слова из каждой группы.
1. Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду.
2. Шьют, ловят, забивают, пилят, косят.
3. Неводом, иглой, косой, молотком, пилой.
Т. п
Траву косят косой.
Т. п.
Доску пилят пилой.
Т. п.
Рыбу ловят неводом.
Чтобы определить падеж, я задала вопрос от главного слова в словосочетании и по падежному вопросу кем? чем? узнала творительный падеж:
косят (чем?) косой, пилят (чем?) пилой, ловят (чем?) неводом.
Напишите свой комментарий внизу страницы.