Номер 105.
Прочитайте памятку 1 «Порядок разбора имени существительного» (с. 144). Обратите внимание, как выполнить устный и письменный разбор имен существительных.
Ответ:1. Назовите имя существительное в той форме, в которой оно употреблено в предложении.
2. Что обозначает имя существительное и на какой вопрос отвечает?
3. Назовите начальную форму имени существительного (именительный падеж единственного числа).
4. Определите признаки имени существительного: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род, падеж, число; роль в предложении.
Дело мастера боится.
Дело – это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Начальная форма – дело. Неодушевлённое, нарицательное, среднего рода. Употреблено в форме именительного падежа единственного числа. В предложении является подлежащим.
Мастера – имя существительное, называет человека, отвечает на вопрос кого? Начальная форма – мастер. Одушевлённое, нарицательное, мужского рода. Употреблено в форме родительного падежа единственного числа. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: боится (кого?) мастера.
Дело – сущ. (что?). Н. ф. – дело. Неодуш., нариц., ср. р., в И. п., в ед. ч. Подлеж.
Мастера – сущ. (кого?). Н. ф. – мастер. Одуш., нариц., м. р., в Р. п., в ед. ч. Втор. чл.
Номер 106.
Прочитайте.
1. Обезьяна сидела на дереве. 2. Филипок посмотрел на учителя и заплакал. 3. Муравей спустился к ручью. 4. Олень спрятался от охотников в виноградник. 5. Подавился волк костью. 6. Сокол поймал зайца. 7. Сын приехал из города к отцу в деревню.
Л.Толстой
О б р а з е ц: (на) дереве – имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос на чем?, начальная форма – дерево. Неодушевленное, нарицательное, среднего рода. Употреблено в форме предложного падежа, единственного числа. В предложении является второстепенным членом.
Ответ:Муравей спустился к ручью.
Муравей.
Устный разбор:
Муравей – это имя существительное, обозначает живой объект, отвечает на вопрос кто? Начальная форма – муравей. Одушевленные, нарицательное, мужского рода. Употреблено в форме именительного падежа единственного числа. В предложении является подлежащим.
Письменный разбор:
Муравей – сущ.(кто?). Н.ф. – муравей. Одуш., нариц., муж.р., в И.п., в ед.ч., подлеж.
К ручью.
Устный разбор:
К ручью – это имя существительное, называет место, отвечает на вопрос к чему? Начальная форма– ручей. Неодушевленное, нарицательное, мужского рода. Употреблено в дательном падеже единственного числа. В предложении является второстепенным членом предложения.
Письменный разбор:
К ручью – сущ.(к чему?). Н.ф. – ручей. Неодуш., нариц., муж.р. в Д.п., в ед.ч., второст.чл.предл.
Зайца.
Устный разбор:
Зайца – это имя существительное, называет живое существо, отвечает на вопрос кого? Начальная форма– заяц. Одушевленное, нарицательное, мужского рода. Употреблено в винительном падеже единственного числа. В предложении является второстепенным членом предложения.
Письменный разбор:
Зайца – сущ.(кого?). Н.ф. – заяц. одуш., нариц., муж.р. в В.п., в ед.ч., второст.чл.предл.
Номер 107.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и предлоги.
Обвести … пальца, нар..совал … альбоме, доехал … д..ревни, был … уж..не, спрятался … кр..вать, вышел … к..мнаты, расск..зал … комп..ютере, под..ехал … метро, прок..тить … вет..рком.
Обвести вокруг пальца, нарисовал в альбоме3, доехал до деревни, был на ужине, спрятался под кровать3, вышел из комнаты, рассказал о компьютере, подъехал к метро3, прокатить с ветерком.
Обвести вокруг пальца – обмануть, надурить.
Прокатить с ветерком – очень быстро.
Устный разбор слова, как части речи:
Нарисовал в альбоме.
Альбоме – это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос в чем? Начальная форма – альбом. Неодушевлённое, нарицательное, мужского рода. Употреблено в форме предложного падежа. В предложении является второстепенным членом предложения.
Спрятался под кровать.
Кровать – это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос под что? Начальная форма – кровать. Неодушевлённое, нарицательное, женского рода. Употреблено в форме винительного падежа. В предложении является второстепенным членом предложения.
Подъехал к метро.
Метро – это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос к чему? Начальная форма – метро. Неодушевлённое, нарицательное, среднего рода. Употреблено в форме дательного падежа. В предложении является второстепенным членом предложения.
Письменный разбор слова, как части речи:
В альбоме - сущ. (в чём?). Н.ф. - альбом. Неодуш., нариц., м.р. в П.п., в ед.ч., дополнение
Под кровать - сущ. (под что?). Н.ф. - кровать. Неодуш., нариц., ж.р. в В.п., в ед.ч., дополнение
К метро - сущ. (к чему?). Н.ф. - метро. Неодуш., нариц., ср.р. в Д.п., в ед.ч., дополнение
Обратите внимание! Цифра 3 справа от слова означает, что данное слово надо разобрать как часть речи.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
А. Фет
Каждые изречения мне понравились, но больше всего слова А. Пушкина.
Красивы выражения: Блистает речка, легкие звезды пушистого снега, развешан иней, кто-то тороватый, пухлой ватой.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Картина «Волшебница-зима» мне очень понравилась. Все на ней вызывает только теплые и радостные эмоции.
Смотришь на картину и будто слышишь крики детей, смех.
Настоящие русские гулянья.
Свежий воздух и беззаботное веселье.
Свежесть,
Радость,
Румянец,
Мороз,
Скрип,
Следы,
Гололедица,
Санки,
Лыжи,
Коньки,
Рождество,
Ёлка,
Подарки,
Каток,
Снежки.
1. Январь – году начало, зиме середина.
2. Будет зима, будет и лето.
3. В зимний холод всякий молод.
4. В теплой зимней шубке и морозы как шутка.
5. Береги нос в большой мороз.
5. Год кончается, а зима начинается.
6. Всю зиму под крышей висела –
Весной её солнышко съело. (Сосулька)
7. Бегут полозки, Задрав носки. (Лыжи)
Придумайте рассказ о зиме, используя в нем какие-либо из зимних слов. Подберите к нему название. Подготовьтесь представить свою зимнюю страничку в классе.
Ответ:Зима. Сколько всего приятного вспоминаешь, произнося это холодное, морозное и колючее слово вслух. Особенно я люблю это время года за большое количество развлечений и забав – зимних забав.
Например, катание на коньках. Разбегаешься, разрезая острыми лезвиями, кристально чистый лед катка и летишь, пока не ударишься о бортик. Резкий поворот и все по новой.
А катание на лыжах. Вспоминать люблю, как лечу вниз по горе. Шарфик развивается на ветру, а снег летит в лицо. А потом привал на опушке леса и перекус бутербродами со сладким чаем.
Каждое время года прекрасно забавами, но Зима – мое любимое.
Напишите свой комментарий внизу страницы.