Номер 187.
Прочитайте.
1. Лисица видит сыр. 2. Лисицу сыр пленил. 3. То солнце спрячется, то светит слишком ярко. 4. При солнце яблоко на ветке дозревало. 5. Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. 6. Сосед соседа звал откушать. 7. Медведь попался в сеть. 8. Природа оживилась, и зелень вся как будто обновилась.
И. Крылов.
Эти два предложения интересны тем, что имена существительные лисица и сыр выступают в качестве подлежащего, когда употреблены в именительном падеже, и в качестве второстепенного члена предложения в винительном падеже, то есть их синтаксическая роль в этих предложениях различна.
Падеж существительных определяем по вопросам, окончаниям и синтаксической роли в предложении (главный член предложения или второстепенный).
Лисица (1 скл., И. п.), сыр (2 скл., В. п.), лисицу (1 скл., В. п.), сыр (2 скл., И. п.), солнце (2 скл., И. п.), (при) солнце (2 скл., П. п.), яблоко (2 скл, И. п.), лето (2 скл., В. п.), сосед (2 скл., И. п.), соседа (2 скл., В. п.), (в) сеть (3 скл., В. п.), зелень (3 скл., И. п.).
Одинаковые окончания (нулевое или -о, -е) в именительном и винительном падежах имеют неодушевлённые имена существительные 2 склонения, а также существительные 3-го склонения (нулевое окончание). У имёнсуществительных 1-го склонения и одушевлённых существительных 2-го склонения окончания различаются.
Соседа 3 сущ. (кого?), н. ф. — сосед, нариц., одушевл., м. р., 2 скл., в В. п., в ед. ч., второст. член предлож. — дополнение.
Номер 188.
Прочитайте. Составьте два предложения, употребив в них одно из данных имён существительных сначала в форме именительного падежа, затем в форме винительного падежа. Запишите предложения.
Книга, площадь, учитель, озеро.
Ответ:Красивое озеро открылось нашему взору с вершины горы.
С вершины горы мы увидели красивое озеро.
Городская площадь пестрела цветами.
Яркие цветочные клумбы украшали городскую площадь.
Красивое озеро (И. п.) открылось нашему взору (Д. п.) с вершины (Р. п.) горы (Р. п.).
С вершины (Р. п.) горы (Р. п.) мы увидели красивое озеро (В. п.).
Городская площадь (И. п.) пестрела цветами (Т. п.).
Яркие цветочные клумбы украшали городскую площадь (В. п.).
Номер 189.
Прочитайте. Спишите, ставя имена существительные из скобок в винительном падеже.
Наклеил (марка, конверт), поблагодарил (товарищ, помощь), повесил (бельё, верёвка), вбил (гвоздь, стена), уронил (ручка, стол), поставил (роза, ваза), воткнул (лопата, земля).
Ответ:Наклеил марку на конверт; поблагодарил товарища за помощь; повесил бельё на верёвку; вбил гвоздь в стену; уронил ручку под стол; поставил розу в вазу; воткнул лопату в землю.
Наклеил марку (В. п.) на конверт (В. п.); поблагодарил товарища (В. п.) за помощь (В. п.); повесил бельё (В. п.) на верёвку (В. п.); вбил гвоздь (В. п.) в стену (В. п.); уронил ручку (В. п.) под стол (В. п.); поставил розу (В. п.) в вазу (В. п.); воткнул лопату (В. п.) в землю (В. п.).
Номер 193.
Прочитайте.
1. Лисица видит сыр.4 2. Лисицу сыр пленил.4 3. То солнце спрячется, то светит слишком ярко. 4. При солнце яблоко на ветке дозревало. 5. Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. 6. Сосед соседа3 звал откушать. 7. Медведь попался в сеть. 8. Природа оживилась, и зелень вся как будто обновилась.
И. Крылов.
Лисица (1 скл., И. п.), сыр (2 скл., В. п.), лисицу (1 скл., В. п.), сыр (2 скл., И. п.), солнце (2 скл., И. п.), (при) солнце (2 скл., П. п.), яблоко (2 скл, И. п.), лето (2 скл., В. п.), сосед (2 скл., И. п.), соседа (2 скл., В. п.), (в) сеть (3 скл., В. п.), зелень (3 скл., И. п.).
Одинаковые окончания (нулевое или -о, -е) в именительном и винительном падежах имеют неодушевлённые имена существительные 2 склонения, а также существительные 3-го склонения (нулевое окончание). У имён существительных 1-го склонения и одушевлённых существительных 2-го склонения окончания различаются.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).
Словосочетание: видит (что?) сыр.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).
Словосочетание: пленил (кого?) лисицу.
Эти два предложения интересны тем, что имена существительные лисица и сыр выступают в качестве подлежащего, когда употреблены в именительном падеже, и в качестве второстепенного члена предложения в винительном падеже, то есть их синтаксическая роль в этих предложениях различна.
Падеж существительных определяем по вопросам, окончаниям и синтаксической роли в предложении (главный член предложения или второстепенный).
Соседа — сущ. (кого?), н. ф. — сосед, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в В. п., в ед. ч., второст. член предлож. — дополнение.
Номер 194.
Прочитайте. Составьте два предложения, употребив в них одно из данных имён существительных сначала в форме именительного падежа, затем в форме винительного падежа.
Книга, площадь, учитель, озеро.
Красивое озеро открылось нашему взору с вершины горы.
С вершины горы мы увидели красивое озеро.
Городская площадь пестрела цветами.
Яркие цветочные клумбы украшали городскую площадь.
Красивое озеро (И. п.) открылось нашему взору (Д. п.) с вершины (Р. п.) горы (Р. п.).
С вершины (Р. п.) горы (Р. п.) мы увидели красивое озеро (В. п.).
Городская площадь (И. п.) пестрела цветами (Т. п.).
Яркие цветочные клумбы украшали городскую площадь (В. п.).
Номер 195.
Наклеил (марка, конверт), поблагодарил (товарищ, помощь), повесил (бельё, верёвка), вбил (гвоздь, стена), уронил (ручка, стол), поставил (роза, ваза), воткнул (лопата, земля).
Наклеил марку (В. п.) на конверт (В. п.); поблагодарил товарища (В. п.) за помощь (В. п.); повесил бельё (В. п.) на верёвку (В. п.); вбил гвоздь (В. п.) в стену (В. п.); уронил ручку (В. п.) под стол (В. п.); поставил розу (В. п.) в вазу (В. п.); воткнул лопату (В. п.) в землю (В. п.).
Напишите свой комментарий внизу страницы.