Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 109

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание?Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 1 часть страница 109. Год 2019

Номер 196.

Прочитайте. Замените в каждом словосочетании имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом из или без предлога в форме родительного падежа.

    Вишнёвый компот — компот из вишни (1-е скл.), морковный сок — ... , земляничный кисель — ... , клюквенный морс — ... .

    Медвежья берлога — ..., волчье логово — ..., беличье дупло — ..., ласточкино гнездо — ..., мышиная нора — ... .

Ответ:

    Вишнёвый компот — компот из вишни, морковный сок — сок из моркови, земляничный кисель — кисель из земляники, клюквенный морс — морс из клюквы.

    Медвежья берлога — берлога медведя, волчье логово — логово волка, беличье дупло — дупло белки, ласточкино гнездо — гнездо ласточки, мышиная нора — нора мыши.

  • Запишите. Выделите падежные окончания имён существительных в родительном падеже, укажите склонение.
  • Что обозначают выделенные слова?
Ответ:

    Вишнёвый компот — компот из вишни (1-е скл.), морковный сок — сок из моркови (3-е скл.), земляничный кисель — кисель из земляники (1-е скл.), клюквенный морс — морс из клюквы (1-е скл.).

    Медвежья берлога — берлога медведя (2-е скл.), волчье логово — логово волка (2-е скл.), беличье дупло — дупло белки (1-е скл.), ласточкино гнездо — гнездо ласточки (1-е скл.), мышиная нора — нора мыши (3-е скл.).

Компот — сладкий напиток из сваренных в воде фруктов, сухофруктов, ягод.
Сок — жидкий пищевой продукт, полученный в результате отжима съедобных спелых плодов овощных или фруктовых культур.
Кисель — полужидкий напиток или желеобразное блюдо, которое готовится из фруктов и ягод, как свежих, так и сушеных, из варенья, сиропов, молока.
Морс — прохладительный напиток из разбавленного водой сока ягод или плодов.
Берлога — зимовочное укрытие медведя в естественных условиях.
Ло́гово — углубление в земле, являющееся жилищем зверя.
Дупло — пустота, отверстие в стволе дерева, образовавшееся на месте выгнившей древесины.
Гнездо — место, устраиваемое или приспосабливаемое птицами для кладки яиц и высиживания птенцов.
Нора — вырытое под землей диким животным углубление с ходом (ходами) наружу, служащее ему жильем.

Разбор слова

Морковный — прил.

Номер 197.

Прочитайте.

    Урожай чая — чашка чаю, сбор мёда — килограмм мёду, производство сыра — кусочек сыру, посевы гороха — горсть гороху, вкус кваса — бутылка квасу.

  • В чём сходство и различие выделенных имён существительных в каждой паре словосочетаний?
Ответ:

    Сходство имён существительных в каждой паре в том, что все они в форме родительного падежа единственного числа и относятся к мужскому роду, ко 2-му склонению, а их различие проявляется в окончаниях.

Обратите внимание!

В родительном падеже в единственном числе некоторые имена существительные мужского рода могут иметь наряду с окончанием () окончание (). Обычно эти имена существительные обозначают часть какого-либо вещества (стакан сахару, охапка хворосту, кисть винограду) и употребляются в разговорной речи.

Русский язык 4 класс - учебник Канакина, Горецкий 1 часть. Cтраница 109. Год 2023

Номер 202.

Прочитайте.

    Урожай чая — чашка чаю, сбор мёда — килограмм мёду, производство сыра — кусочек сыру, посевы гороха — горсть гороху, вкус кваса — бутылка квасу.

  • В чём сходство и различие выделенных имён существительных в каждой паре словосочетаний?
Ответ:

Сходство имён существительных в каждой паре в том, что все они в форме родительного падежа единственного числа и относятся к мужскому роду, ко 2-му склонению, а их различие проявляется в окончаниях.

Обратите внимание!

В родительном падеже в единственном числе некоторые имена существительные мужского рода могут иметь наряду с окончанием () окончание (). Обычно эти имена существительные обозначают часть какого-либо вещества (стакан сахару, охапка хворосту, кисть винограду) и употребляются в разговорной речи.

Номер 203.

Прочитайте.

     Пришёл из (библиотека), письмо от (дедушка Вася), житель (Сибирь), ветер с (пустыня), покупка (мебель), спросил у (инженер), открытка для (бабушка Оля).

  • Составьте и запишите сочетания слов, употребляя имена существительные из скобок в форме родительного падежа единственного числа. Укажите склонение этих имён существительных, выделите их падежные окончания.
Ответ:

Пришёл из библиотеки (1-е скл.), письмо от дедушки (1-е скл.) Васи (1-е скл.), житель Сибири (3-е скл.), ветер с пустыни (1-е скл.), покупка мебели (3-е скл.), спросил у инженера (2-е скл.), открытка для бабушки (1-е скл.) Оли (1-е скл.).

Номер 204.

Прочитайте начало предложений. Объясните, какие падежные окончания пропущены в словах.

     1. У корней ел.. ... . 2. Цветы сирен.. ... . 3. Из-за болезн.. ... . 4. Почему у ёлочк.. ... ? 5. Для Кат.. и Жен.. бабушка ... . 6. От лесной сторожк.. до деревн.. ... . 7. Около изгород.. ... .

Ответ:

Пропущены окончания существительных в родительном падеже.

  • Составьте и запишите предложения по данному началу.
  • Укажите склонение над именами существительными в родительном падеже. Выделите их окончания.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.
Ответ:

У корней ели земля усыпана сухой хво́ей. Цветы сирени красивы и душисты. Из-за болезни мой друг пропустил много уроков в школе. Почему у ёлочки зимой на снегу много следов зверей? Для Кати и Жени бабушка испекла пирожки. От лесной сторожки до деревни было недалеко. Около изгороди мама посадила ромашки.

У корней ели (Р. п., ед. ч., 3-е скл.) земля усыпана сухой хво́ей.
Цветы сирени (Р. п., ед. ч., 3-е скл.) красивы и душисты.
Из-за болезни (Р. п., ед. ч., 3-е скл.) мой друг пропустил много уроков в школе.
Почему у ёлочки (Р. п., ед. ч., 1-е скл.) зимой на снегу много следов зверей?
Для Кати (Р. п., ед. ч., 1-е скл.) и Жени (Р. п., ед. ч., 1-е скл.) бабушка испекла пирожки.
От лесной сторожки (Р. п., ед. ч., 1-е скл.) до деревни (Р. п., ед. ч., 1-е скл.) было недалеко.
Около изгороди (Р. п., ед. ч., 3-е скл.) мама посадила ромашки.

Чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного, надо определить по вопросу (и предлогу, если он есть) падеж, по начальной форме (И. п. ед. ч.) узнать склонение, а затем вспомнить, какое окончание нужно написать. Можно воспользоваться приемом подстановки имени существительного того же склонения с ударным окончанием.

Конец страницы
Переход на другие страницыСодержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх