Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 111

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание?Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 1 часть страница 111. Год 2019

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

Номер 201.

Прочитайте. Запишите данные имена существительные в указанных падежах.

Русский язык 4 класс, Канакина, Горецкий. Учебник 1 часть, Упражнение 201
Задание к упражнению 201
Ответ:

И. п. (есть) кто? лиса осёл конь мышь
Р. п. (нет) кого? лисы осла коня мыши
В. п. (вижу) кого? лису осла коня мышь

  • Какие из данных имён существительных и в каких падежах имеют одинаковые окончания?
  • Выскажите мнение: почему при распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения используют приём их замены именами существительными 1-го склонения в этих же падежах: нет осла (2-е скл., Р. п.), нет лисы (1-е скл., Р. п.); вижу осла (2-е скл., В. п.), вижу лису (1-е скл., В. п.).
Ответ:

Одинаковые (нулевые) окончания в именительном падеже имеют существительные мужского рода 2-го склонения и существительные 3-го склонения, а также имена существительные 2-го склонения в родительном и винительном падежах.

При распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения используют прием их замены существительными 1-го склонения в этих же падежах, так как окончания в этом случае разные. По окончанию имени существительного 1-го склонения легко отличить родительный падеж от винительного. Например:
нет (кого? тигра (лисы) — Р. п.
вижу (кого?) тигра (лису) — В. п.
Надо запомнить окончания у существительных 1-го склонения:
Р. п. -ы, -и
В. п. -у, -ю

Номер 202.

Прочитайте.

О труде хлебороба
Все колосья поют.
Значит, это особый,
Замечательный труд.

П. Синявский.

Ширь, засевайся,
Колос, наливайся,
Хлебороба радуй,
Добрый урожай!

В. Симоненко.

  • Объясните, как определить падеж имени существительного хлебороб в каждом предложении.
  • Спишите любые строки. Укажите падеж выделенного имени существительного.
Ответ:

Чтобы определить падеж имени существительного хлебороб, воспользуюсь приёмом его замены существительным 1-го склонения и по окончанию узнаю падеж.
О труде хлебороба (2-е скл.) — о трудеучительницы (1-е скл.) — Р. п.
Радуй хлебороба (2-е скл.) — радуй учительницу (1-е скл.) — В. п.

О труде хлебороба (Р. п.)
Все колосья поют.
Значит, это особый,
Замечательный труд.

П. Синявский.

Ширь, засевайся,
Колос, наливайся,
Хлебороба (В. п.) радуй,
Добрый урожай!

В. Симоненко.

Номер 203.

Прочитайте ещё раз стихотворения из упр. 202.

О труде хлебороба
Все колосья поют.
Значит, это особый,
Замечательный труд.

П. Синявский.

Ширь, засевайся,
Колос, наливайся,
Хлебороба радуй,
Добрый урожай!

В. Симоненко.

  • Кого называют словом хлебороб? Как образовалось это слово? А можно ли назвать хлеборобом агронома? тракториста? комбайнера?
  • Составьте текст на тему «В гостях у хлеборобов».
Ответ:

Хлебороб — крестьянин, выращивающий хлеб, земледелец.
Хлеборобами называют людей, которые выращивают хлеб. Образовалось от слов «хлеб» и «работа». Этим словом можно назвать и агронома, и тракториста, и комбайнера. Они все делают общую работу, чтобы вырастить хлеб.

В гостях у хлебороба

    Недавно я и мои одноклассники побывали в гостях у хлебороба. Ко Дню пожилого человека мы с ребятами приготовили поздравительные открытки и сувениры, разделились на группы и пошли поздравлять ветеранов.
    И вот мы в гостях у Николая Ивановича, который всю жизнь работал комбайнером в колхозе. Он радушно встретил нас и пригласил в комнату.
    Мы поздравили Николая Ивановича с праздником и попросили рассказать о работена земле. Какая это была интересная беседа! Николай Иванович подробнообъяснил устройство комбайна, рассказал, как важно в короткие сроки убрать созревшую пшеницу, чтобы ее не намочил осенний дождь. Вот поэтому в период уборки урожая комбайнеры работали даже ночью, мужественно справляясь с усталостью. Каждый хотел намолотить как можно больше качественного зерна и занять первое место в трудовом соревновании, это было очень почётно. Ветеран достал из шкафа альбом с фотографиями и коробочку с наградами. Оказывается, Николаю Ивановичу за доблестный труд были вручены два ордена. На фотографиях мы увидели комбайнера в кабине своего степного корабля. Его лицо и руки были тёмными от загара и пыли, но глаза светились радостью.
    Мы долго расспрашивализемледельца о его трудовых буднях, и он с удовольствием отвечал на наши вопросы. Встреча с ветераномбыла очень интересной и надолго запомнилась всем ребятам. Мы рады, что побывали в гостях у хлебороба.

Русский язык 4 класс - учебник Канакина, Горецкий 1 часть. Cтраница 111. Год 2023

Номер 208.

Прочитайте.

     1. Лебедь около плывёт, злого коршуна клюёт1. (А. Пушкин) 2. Куртка шофёра пахнет бензином.4 (Дж. Родари) 3. Мы не заметили жука и рамы зимние закрыли... (А. Барто) 4. Карп Карлыч у Карла Карпыча карпа купил. (И. Демьянов) 5. Тут Иван с конька слезает... (П. Ершов)

  • Определите падеж выделенных имён существительных. Объясните, как вы будете это делать.
  • Спишите любые три предложения. Проверьте себя. Укажите падеж выделенных имён существительных.
Ответ:

Чтобы определить падеж одушевлённого имени существительного мужского рода 2-го склонения, воспользуюсь приёмом его замены существительным 1-го склонения и по окончанию узнаю падеж.

Спишем предложения (три на выбор):
1. Лебедь около плывёт, злого коршуна (птицу — В. п.) клюёт. 2. Куртка шофёра (Васи — Р. п.) пахнет бензином. 3. Мы не заметили жука (бабочки — Р. п.) и рамы зимние закрыли... 4. Карп Карлыч у Карла (у Коли — Р. п.) Карпыча карпа (курицу — В. п.) купил. 5. Тут Иван с конька (с лисы — Р. п.) слезает.

Разбор по членам предложения:

Устно:
Куртка шофёра пахнет бензином.4

  1. Читаю предложение.
  2. Нахожу подлежащее, подчёркиваю одной чертой: Куртка шофёра пахнет бензином.
  3. Нахожу сказуемое, подчеркиваю двумя чертами: Куртка шофёра пахнет бензином.
  4. Называю грамматическую основу предложения: Куртка пахнет.
  5. Нахожу второстепенные члены, которые поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член. Для этого задаю вопросы. Подчёркиваю второстепенные члены, обозначаю связь стрелками.
  6. Русский язык 4 класс, Канакина, Горецкий. Учебник 1 часть, Упражнение 208
  7. Называю словосочетания: куртка (кого?) шофёра, пахнет (чем?) бензином.
    В предложении два словосочетания.

Даю характеристику предложения по цели высказывания, интонации, наличию грамматических основ и второстепенных членов предложения: повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Запишем разбор в тетрадь:

Русский язык 4 класс, Канакина, Горецкий. Учебник 1 часть, Упражнение 208

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнённое однородными членами)
Словосочетания: куртка (кого?) шофёра, пахнет (чем?) бензином.

Звуко-буквенный разбор:

Клюёт — [кл'уй'о́т] — 2 слога
к — [к] — согл., глух. парн., твёрд. парн.
л — [л'] — согл., звонк. непарн., сонорн., мягк. парн.
ю — [у] — гласн., безударн.
ё — [й'] — согл., звонк. непарн., сонорн., мягк. непарн.
   — [о́] — гласн., ударн.
т — [т] — согл., глух. парн., твёрд. парн.


5 б., 6 зв.

Номер 209.

Прочитайте.

     Кв..ртира, агр..ном, пш..ница, инж..нер, в..кзал, г..рой, вторн..к, х..зя..н, р..машка, с..лдат, в..рона, ш..фёр1, б..седа, г..р..зонт, ..тец, ч..л..век, т..л..фон, дев..чка, учит..ль, тр..мвай1, тр..кт..рист, к..мбайн..р.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.
  • Подчеркните имена существительные, которые в родительном и винительном падежах имеют одинаковые окончания, укажите над ними склонение.
Ответ:
Русский язык 4 класс, Канакина, Горецкий. Учебник 1 часть, Упражнение 209
Звуко-буквенный разбор:

Шофёр [шаф'о́р] — 2 слога.
ш — [ш] — согл. глух. парн., твёрд. непарн., шипящий
о — [а] — гласн., безуд.
ф — [ф'] — согл., глух. парн., мягк. парн.
ё — [о́] — гласн., ударн.
р — [р] — согл., звонк. непарн.,сонорн., твёрд. парн.


5 б., 5 зв.

Трамвай [трамва́й'] — 2 слога.
т — [т] — согл., глух. парн., твёрд. парн.
р — [р] — согл., звонк. непарн., сонорн., твёрд. парн.
а — [а] — гласн., безуд.
м — [м] — согл., звонк. непарн., сонорн., твёрд. парн.
в — [в] — согл., звонк. парн., твёрд. парн.
а — [а́] — гласн., ударн.
й — [й'] — согл., звонк. непарн., сонорн., мягк. непарн.

7 б., 7 зв.

Номер 210.

Прочитайте.

     Рассказ учителя, портрет ... , испугал ... , испугался ... , увидел ... , дом ... , чириканье ... , подвиг ... , спросил ... , подарок для ... .

  • Составьте словосочетания, образованные из данных слов и одушевлённых имён существительных 2-го склонения из упр. 209.
  • Запишите составленные словосочетания. Укажите падеж над именами существительными, употреблёнными в форме родительного или винительного падежа.
Ответ:

Рассказ учителя (Р. п.), портрет комбайнёра (Р. п.), испугал хозяина (В. п.), испугался шофёра (Р. п.), увидел солдата (В. п.), дом инженера (Р. п.), подвиг героя (Р. п.), спросил учителя (В. п.), подарок для отца (Р. п.).
К слову «чириканье» нельзя подобрать подходящую пару (одушевлённое существительное 2-го склонения из упр. 209).

Конец страницы
Переход на другие страницыСодержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх