Номер 244.
Прочитайте. Озаглавьте текст.
Хотел бы я тюльпан.. быть;
Парить орлом по поднебесью..
Хотел бы сделаться сосною;
Былинк.. в воздух.. летать;
Иль солнц.. землю греть весною;
Иль в рощ.. иволг.. свистать.
К. Прутков.
Ответ:Заголовок стихотворения: «Фантазёр».
Мечтать очень интересно, я тоже часто фантазирую, представляю себя героями мультфильмов, путешественником, космонавтом, водолазом и как будто попадаю в другой мир.
Хотел бы я тюльпаном (Т. п., 2-е скл.) быть;
Парить орлом (Т. п., 2-е скл.) по поднебесью...
Хотел бы сделаться сосною (Т. п., 1-е скл.);
Былинкой (Т. п., 1-е скл.) в воздухе (П. п., 2-е скл.) летать;
Иль солнцем (Т. п., 2-е скл.) землю греть весною;
Иль в роще (П. п., 1-е скл.) и́волгой (Т. п., 1-е скл.) свистать.
Орлом — сущ. (кем?), н. ф. — орёл, нариц., одушевл., м. р., 2-е скл., в Т. п., в ед. ч., второст. чл.
Номер 245.
Прочитайте.
1. Белый снег, пушистый в воздух.. кружится.(И. Суриков) 2. Мартышка к старост.. слаба глазами стала. (И. Крылов) 3. Божьей коровк.. , цветочной головк.. ласково кланялся ёж. (Ю. Мориц) 4. Пахнет свежестью сирен.. . (И. Бунин) 5. Сколько алых ягод у лесной рябинк.. . (Е. Трутнева) 6. Таня и мамаушли к дяд.. Кост.. . У Саш.. и Вал.. гости. (Ю. Владимиров) 7. Зачем ты держишь кнут в ладон.. ? Легко в упряжк.. скачут кони. (Н. Рубцов)
Белый снег1 пушистый в воздухе (П. п, 2-е скл.) кружится4. Мартышка к старости (Д. п., 3-е скл.) слаба глазами стала. Божьей коровке (Д. п., 1-е скл.), цветочной головке (Д. п., 1-е скл.) ласково кланялся ёж. Пахнет свежестью сирени (Р. п., 3-е скл.). Сколько алых ягод у лесной рябинки! (Р. п., 1-е скл.) Таня и мама ушли к дяде (Д. п.,1-е скл.) Косте (Д. п, 1-е скл.). У Саши (Р. п., 1-е скл.) и Вали (Р. п., 1-е скл.) гости. Зачем ты держишь кнут в ладони? (П. п., 3-е скл.) Легко в упряжке (П. п., 1-е скл.) скачут кони.
Синтаксический разбор
Белый снег пушистый в воздухе кружится4.
Фонетический разбор
Снег [сн'э́к] — 1 слог
с — [с] — согл., глух. парн., тверд. парн.
н — [н'] — согл., зв.непарн., мягк. парн.
е — [э] — глас., удар.
г — [к] — согл., глух. парн.,твёрд. парн.
4 б., 4 зв.
Белый снег пушистый в воздухе кружится4.
1. Читаю предложение.
2. В предложении говорится о снеге. Отвечает на вопрос «что?» Подчеркиваю одной чертой.
3. Снег кружится. Отвечает на вопрос «что делает?». Это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Значит, основа предложения: Снег кружится.
5. Снег (какой?) пушистый – определение; снег (какой?) белый – определение; кружится (где?) в воздухе – обстоятельство.
6. Выделяю связи стрелками и подчеркиваю члены предложения: Белый снег пушистый в воздухе кружится.
7. В предложении 3 словосочетания: белый снег, пушистый снег, кружится в воздухе.
Номер 250.
Прочитайте выразительно.
Воют первые метели,
А деревья — расцвели!
Это птицы прилетели:
С хохолка́ми — свиристе́ли,
С огоньками — снегири!
В. Фетисов.
В стихотворении все имена существительные употреблены во множественном числе. Докажу это следующим образом: существительные в форме единственного числа называют один предмет, а существительные в форме множественного числа — несколько предметов. Чтобы убедиться, что имя существительное стоит во множественном числе, можно заменить его местоимением они. Кроме того, у существительных во множественном числе другие окончания, чем в единственном числе. Сравним: метель (она, одна) — метели (они, много); дерево (оно, одно) — деревья (они, много); птица (она, одна) — птицы (они, много); хохолком (им, одним) — хохолками (ими, несколькими); свиристе́ль (он, один) — свиристели (они, много); с огоньком (с ним, одним) — с огоньками (с ними, несколькими); снегирь (он, один) — снегири (они, много).
Существительные в форме множественного числа называют несколько предметов. Чтобы убедиться, что имя существительное стоит во множественном числе, можно заменить его местоимением они. Кроме того, у существительных во множественном числе другие окончания, чем в единственном числе.
Воют первые метели,
А деревья — расцвели!
Это птицы прилетели:
С хохолками — свиристели,
С огоньками — снегири!
Номер 251.
Прочитайте стихотворение из упр. 250 ещё раз. Можно ли определить склонение имён существительных во множественном числе? Как это сделать?
Воют первые метели,
А деревья — расцвели!
Это птицы прилетели:
С хохолками — свиристели,
С огоньками — снегири!
В. Фетисов.
Ответ:Да, для этого надо поставить их в единственное число.
Образец.
С хохолками — хохолок (2-е скл.), свиристели — свиристель (2-е скл.).
Метели — метель (3-е скл.), деревья — дерево (2-е скл.), птицы — птица (1-е скл.), с хохолками — хохолок (2-е скл.), свиристели — свиристель (2-е скл.), с огоньками — огонёк (2-е скл.), снегири — снегирь (2-е скл.).
Чтобы определить склонение имени существительного, которое употреблено в форме множественного числа, надо поставить имя существительное в начальную форму, вспомнить признаки каждого типа склонения и определить склонение данного имени существительного:
альбомы — альбом (2-е скл.),
берёзы — берёза (1-е скл.).
Напишите свой комментарий внизу страницы.