Номер 246.
Прочитайте имена существительные и предлоги.
Костёр, зеркало, Волга, рысь, осинка, деревня, медведь, Петя, лестница.
Увидел (где? в чём?) в зеркале (2-е скл., П. п.), сидел (где? около чего?) около костра (2-е скл., Р. п.), плыл (где? по чему?) по Волге (1-е скл., Д. п.), приближался (к кому?) к рыси (3-е скл., Д. п.), стихотворение (о чём?) об осинке (1-е скл., П. п.), жил (где?) в деревне (1-е скл., П. п.), рассказал (о ком?) о медведе (2-е скл., П. п.), подошёл (к кому?) к Пете (1-е скл., Д. п.), спускался (где? по чему?) по лестнице (1-е скл., Д. п.).
Номер 247.
Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница». Догадайтесь, почему картина так названа.
Ответ:Картина названа «Кружевница», потому что на ней изображена молодая девушка, которая занимается рукоделием — плетением кружева. Таких хозяюшек-рукодельниц называли кружевницами за то, какие причудливые изделия они мастерили из тончайших нитей шерсти.
Прекрасная картина
В «Картинной галерее» нашего учебника я увидел замечательную картину художника В. А. Тропинина, которая называется «Кружевница». Это портрет молодой крестьянки, занятой рукоделием — плетением кружева. Название картины связано с ее работой. Кружевница очень красива. Особенно привлекают взор её серо-голубые глаза, обрамлённые густыми ресницами и чёрными дугами бровей. Взгляд девушки чуть удивлённый, спокойный и приветливый. Кажется, что она на минуту оторвалась от работы, потому что художник назвал её по имени. Свежесть и белизну кожи лица, шеи и рук подчёркивают гладко причёсанные тёмные волосы. Девушка одета в скромное светлое платье, на плечи наброшена сиреневая косынка. Особенно красивы руки мастерицы, плетущей кружево. Художник запечатлел их движения. В правой руке рукодельницы — булавка, а в левой — коклюшка. Проворные пальчики умело создают прекрасное кружево. Нежная ткань лежит на специальном станке и волнами спадает на стол. Кусочек тонкого кружева внизу полотна приоткрывает зрителю мастерство кружевницы.
От картины веет покоем, тихой радостью. Этот замечательный портрет говорит о красоте русской женщины, ее мастерстве, о любви к рукоделию, домашнему уюту. Мне очень понравилось это произведение искусства. Мечтаюпобывать в Государственной Третьяковской галерее и посмотреть этот шедевр живописи.
Номер 252.
Прочитайте. По какому признаку имена существительные распределены в три группы?
1. В..кзал, б..бл..отекарь, пут..шественник, к..мбайн, к..л..ндарь, тр..мвай, инж..нер, п..сс..жир, к..рабль, ябл..ко.
2. Кр..вать, площ..дь, мыш.. .
3. Ст..лица, р..машка, р..кета, д..ревня.
Данные слова распределены в группы в зависимости от того, к какому склонению относятся.
1. Вокза́лы, библиоте́кари, путеше́ственники, комба́йны, календари́, трамва́и, инжене́ры, пассажи́ры, корабли́, я́блоки.
2. Крова́ти, пло́щади, мы́ши.
3. Столи́цы, рома́шки, раке́ты, дере́вни.
Номер 253.
Прочитайте.
журавли, поля, степи
И. п. кто? журавли что? поля, степи
Р. п. кого? журавлей чего? полей, степей
И. п. кто? журавли что? поля, степи
Р. п. кого? журавлей чего? полей, степей
Д. п. (кому?) журавлям (чему?) полям, степям
В. п. (кого?) журавлей (что?) поля, степи
Т. п. (кем?) журавлями (чем?) полями, степями
П. п. (о ком?) о журавлях (о чём?) о полях, о степях
Номер 254.
Прочитайте.
1. Вьюги и метели в феврале налетели.4 2. Без снега и метелей зимы не бывает. 3. Круг вокруг солнца или луны зимой — к метелям с морозами. 4. Закружила осень в лесу рыжие метели.4 5. За метелями лихим морозцам раздолье. 6. О сильных метелях в лесу напоминают огромные сугробы.
Метель — буран, пурга, вьюга.
В четвёртом предложении слово метель употреблено в переносном значении: «рыжие метели» — это осенние листья, которые кружатся на ветру.
1. Налетели (что?) метели (И. п., подлежащее).
2. Не бывает (без чего?) без метелей (Р. п.).
3. (К чему?) к метелям (Д. п.).
4. Закружила (что?) метели (В. п.).
5. Раздолье (когда? за чем? Т. п.) за метелями.
6. Напоминают (о чём?) о метелях (П. п.).
Чтобы определить падеж имени существительного метели, нужно найти слово, с которым оно связано, задать вопрос, обратить внимание, какой предлог употреблен с существительным, каким членом предложения является это слово.
Синтаксический разбор
Вьюги и метели в феврале налетели.4.
Синтаксический разбор
Закружила осень в лесу рыжие метели.4.
Вьюги и метели в феврале налетели.4,Закружила осень в лесу рыжие метели.4
1. Читаю предложение.
2. В предложении говорится о вьюгах и метелях. Отвечает на вопрос «что?» Подчеркиваю одной чертой.
3. Вьюги и метели налетели. Отвечает на вопрос «что сделали?». Это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Значит, основа предложения: вьюги и метели налетели.
5. Налетели (когда?) в феврале - обстоятельство.
6. Значит, в предложении 1 словосочетание: налетели в феврале.
7. Записываю полный разбор предложения в тетрадь.
1. Читаю предложение.
2. В предложении говорится об осени. Отвечает на вопрос «что?» Подчеркиваю одной чертой.
3. Осень закружила. Отвечает на вопрос «что сделала?». Это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Значит, основа предложения: осень закружила.
5. Закружила (где?) в лесу - обстоятельство, закружила (что?) метели - дополнение, метели (какие?) рыжие - определение.
6. Значит, в предложении 3 словосочетания: закружила в лесу, закружила метели, метели рыжие.
7. Записываю полный разбор предложения в тетрадь.
Напишите свой комментарий внизу страницы.