Номер 259.
Прочитайте.
Шофёры — шофёров, директора, фермеры, повара, комбайнеры, спортсмены, юристы.
Носки — носков, банты, торты, метры.
Помидоры — помидоров, апельсины, абрикосы, килограммы, граммы.
Герои — героев, трамваи, братья, колосья.
Шофёры — шофёров, директора́ — директоро́в, фе́рмеры — фе́рмеров, повара́ — поваро́в, комба́йнеры - комба́йнеров, спортсме́ны — спортсме́нов, юри́сты — юри́стов.
Носки́ — носко́в, ба́нты — ба́нтов, то́рты — то́ртов, ме́тры — ме́тров.
Помидо́ры — помидо́ров, апельсины — апельсинов, абрикосы — абрикосов, килограммы — килограммов, граммы — граммов.
Геро́и — геро́ев, трамваи — трамваев, братья — братьев, колосья — колосьев.
Номер 260.
Прочитайте.
Такие вещи в мире есть —
Сто лет считай, а всё не счесть:
Не счесть всех (звёзды) на небесах,
(Деревья) и (кусты) в лесах,
Или зайди в болото — там (комары) без счёта.
А. Усачёв.
Такие вещи в мире есть —
Сто лет считай, а всё не счесть:
Не счесть всех звёзд на небесах,
Деревьев и кустов в лесах,
Или зайди в болото — там комаров без счёта.
Такие вещи в мире есть —
Сто лет считай, а всё не счесть:
Не счесть всех звёзд на небесах (П. п.),
Деревьев и кустов в лесах (П. п.),
Или зайди в болото — там комаров без счёта.
(На) небесах — сущ. (где? на чём?), н. ф. — небеса, нариц., неодуш., в П. п., во множ. ч., второстеп. член.
Номер 261.
Прочитайте.
Учителя — учителей, водители, токари, слесари, сторожа, товарищи, приятели, библиотекари.
Календари — календарей, спектакли, автомобили, карандаши, мысли, шалости, кровати.
Учителя́ — учителе́й, води́тели — води́телей, то́кари — то́карей, сле́сари — сле́сарей, сторожа́ — стороже́й, това́рищи — това́рищей, прия́тели — прия́телей, библиоте́кари — библиоте́карей.
Календари́ — календаре́й, спекта́кли — спекта́клей, автомоби́ли — автомоби́лей, карандаши́ — карандаше́й, мысли — мы́слей, ша́лости — ша́лостей, крова́ти — крова́тей.
Проведите исследование. Как говорят окружающие вас люди?
Номер 1.
Прочитайте. Произнесите данные слова, употребив их в форме именительного падежа множественного числа. Запишите ответы — слова в данных формах. Обозначьте в словах ударение.
Торт — ... , герб — ... , адрес — ... , шофёр — ... , трактор — ... , слесарь — ... , директор — ... , доктор — ... , договор — ... .
Ответ:То́рт — то́рты, ге́рб — гербы́, а́дрес — адреса́, шофёр — шофёры, тра́ктор — тра́кторы, сле́сарь — сле́сари, дире́ктор — директора́, до́ктор — доктора́, догово́р — догово́ры.
Номер 2.
Прочитайте, употребляя выделенные слова в форме родительного падежа множественного числа. Запишите ответы — слова в данных формах. Обозначьте в словах ударение.
В магазине мы купили 5 килогра... ябло..., апельси..., две пары ботин..., туф..., сапо..., вареж... .
Ответ:В магазине мы купили 5 килогра́ммов я́блок, апельси́нов, две пары боти́нок, ту́фель, сапо́г, ва́режек.
Номер 3.
Предложите маме, бабушке, дедушке, брату, сестре и просто знакомым произнести слова из заданий 1 и 2, употребив эти слова в указанных формах.
Как люди произнесли эти слова? С каким ударением? Запишите слова так, как их произносили люди. Обозначьте в словах ударение.
Я предложил произнести слова из первого и второго упражнений своим родственникам и услышал такие ошибки в ударениях: торты́, ге́рбы, шофера́, трактора́, слесаря́, до́говоры, туфле́й.
Номер 4.
Проверьте по орфоэпическому словарю русского языка, правильно ли были произнесены данные слова.
Ответ:Эти слова были произнесены неправильно!
✓Сделайте вывод: как в разговорной речи большинство людей употребляют данные формы имён существительных? Подготовьте сообщение со своими выводами и представьте его в классе.
Ответ:Грамотный человек должен стремиться произносить слова правильно. Но не все знают особенности произношения многих слов, а иногда говорят неверно в силу привычки. Я предложил произнести слова из первого и второго упражнений своим родственникам, и услышал такие ошибки в ударениях: торты́, ге́рбы, шофера́, трактора́, слесаря́, до́говоры, туфле́й.
Эти слова были произнесены неправильно!
Особенно «отличился» дедушка: он убеждал меня, что всю жизнь слышал эти слова именно так. Пришлось мне открыть орфоэпический словарь и показать дедушке, как нужно произносить эти слова.
А для брата я нашёл стихи-запоминалки:
Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите договóр.
В музее — натюрмо́рты:
На них — цветы и тóрты.
Слово «туфля» я прочту
С ударением на «ту».
Проведя это исследование, я понял, как важно уметь правильно произносить слова, а для этого надо чаще заглядывать в орфоэпический словарь и контролировать себя.
Напишите свой комментарий внизу страницы.