Номер 268.
Рассмотрите рисунки.
Диалог по первому рисунку
В магазине детской одежды я услышал такой диалог между матерью мальчика и продавцом:
— Скажите, пожалуйста, у вас нет школьных костюмов подходящего размера на таких первоклассников, как мой сын? Из этих вариантов ни один не подходит.
— К сожалению, на таких маленьких детей школьных костюмов не поступало, обычно первоклассники повыше ростом. Придётся вам заказывать форму в ателье, оно находится на втором этаже.
— Придётся заказывать портнихе. Спасибо, что подсказали выход из положения.
— Всего доброго, приходите к нам на следующий год.
Диалог по второму рисунку
В магазине «Овощи и фрукты» появился молодой человек с большой хозяйственной сумкой и обратился к продавцу:
— Мне, пожалуйста, два кочана капусты, пять килограммов помидоров, шесть килограммов яблок и семь килограммов апельсинов.
— А унесёте? Ведь Ваша покупка будет весом более двадцати килограммов!
— Не волнуйтесь! Я занимаюсь тяжёлой атлетикой и привык к нагрузкам.
— Извините за любопытство, неужели Вы питаетесь только овощами и фруктами?
— Нет, конечно! Спортсменам нужно съедать достаточное количество мяса и рыбы. А овощи и фрукты я отнесу в зоопарк, наша команда таким образом помогает содержать обезьян.
— Какое благородное дело! Удачи Вам и спортивных побед!
Номер 269.
Прочитайте. Расшифруйте эту краткую запись.
Д. п. (чему?) рекам, лугам, морям, степям
Т. п. (чем?) реками, лугами, морями, степями
П. п. (о чём?) о реках, лугах, морях, степях
Номер 270.
Прочитайте выразительно.
Ах, кто не любит первый снег
В замёрзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
Н. Рубцов.
Главная мысль стихотворения Н. Рубцова: все люди любят первый снег.
Ах, кто не любит первый снег
В замёрзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
Окончания имён существительных в предложном падеже разные, потому что существительные руслах, полях, селеньях употреблены в форме множественного числа, а существительные бору, ветру в единственном числе. Кроме того, существительные 1-го и 2-го склонения в единственном числе, в предложном падеже имеют окончание -е, а существительные 3-го склонения -и.
(В) полях — сущ., (где? в чем?), н. ф. — поле, нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл., в П. п., во множ. ч., второст. чл.
Номер 273.
Прочитайте.
М..розко в лесу рук..вицу обронил.4 Скачет М..розко по ел..ничкам3, по б..резничкам... Ищет её на куст..ках, на опушечках, на крутых б..р..жках3. Где же она есть?! А она — вот. Л..жит на ч..рном льду, искрами х..лодными перел..вается. Пр..красная рук..вица — из белых снегов пря́дена, м..телью вя́зана, л..дяной иглой3 вышита.
По Э. Шиму.
Тема текста: рукавица Морозко.
Название: «Волшебная рукавица».
Морозко в лесу рукавицу обронил. Скачет Морозко по ельничкам (Д. п.), по березничкам (Д. п.)... Ищет её на кустиках (П. п.), на опушечках (П. п.), на крутых бережках (П. п.). Где же она есть?! А она — вот. Лежит на чёрном льду, искрами (Т. п.) холодными переливается. Прекрасная рукавица — из белых снегов (Р. п.) прядена, метелью вязана, ледяной иглой вышита.
Разберём слово как часть речи (одно на выбор):
(По) ельничкам — сущ., (где? по чему?), н. ф. — ельничек, нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., в Д. п., во мн. ч., вт. чл.
(На) бережках — сущ., (где? на чём?), н. ф. — бережок, нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., в П. п., во мн. ч., вт. чл.
Иглой — сущ. (чем?), н. ф. — игла, нариц., неодуш., ж. р., 1-е скл., в Т. п., в ед. ч., вт. чл.
Синтаксический разбор
Морозко в лесу рукавицу обронил.4.
Морозко в лесу рукавицу обронил4.
1. Читаю предложение.
2. В предложении говорится о Морозко. Отвечает на вопрос «кто?» Подчеркиваю одной чертой.
3. Морозко обронил. Отвечает на вопрос «что сделал?». Это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Значит, основа предложения: Морозко обронил.
5. Обронил (что?) рукавицу - дополнение; обронил (где?) в лесу - обстоятельство.
6. Значит, в предложении 2 словосочетания: обронил рукавицу, обронил в лесу.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 274.
Прочитайте.
1. Дорога, к, шла, лес, озёра, через.
2. Стрекозы, над, летали, зелёные, голубые, травы.
3. Росли,на,сосны, холмы, песчаных.
4. Земля, была, папоротник, покрыта, ландыши, и, оранжевыми, ягоды, с.
5. На, мы, закат, к, подошли, лесным, озёра.
6. В, тишина, ночь1, услышать, можно, было, плач, со́вы, летучих, свист, мы́ши, сонные, рыбы, удары, в, озёрных, о́муты.
По К. Паустовскому.
1. Дорога к озёрам шла через лес.
2. Над зелёными травами летали голубые стрекозы.
3. На песчаных холмах росли сосны.
4. Земля была покрыта папоротником и ландышами с оранжевыми ягодами.
5. На закате мы подошли к лесным озёрам.
6. В тишине ночи можно было услышать плач сов, свист летучих мышей, удары сонных рыб в озёрных омутах.
Данные предложения составляют текст, потому что связаны по смыслу, объединены одной темой. К тексту можно придумать заголовок.
Заголовок: «Дорога к озёрам».
Ночь [но́ч᾿] — 1 слог.
н — [н] — согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
о — [о] — гласн., ударн.
ч — [ч᾿] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
ь — [-] — звука не обозначает
Напишите свой комментарий внизу страницы.