Номер 273.
Прочитайте.
Жильцы дома уехали, а собаку оставили на балконе. Боксёр не сводил глаз с ворот. Он ждал друга.
В воротах появился Костя. Глаза боксёра загорелись радостью. Костя позвал собаку. Боксёр тихо взвизгнул. Костя подбежал к сараю, взял лестницу и переставил её к перилам балкона. Боксёр спустился по ней на землю.
Костя достал припасы и стал кормить собаку. Боксёр был голоден и ел с жадностью. Ел и посматривал на Костю. Сколько благодарности было в глазах собаки!
Собачий обед кончился. Костя похлопал пса по спине, и они отправились на прогулку.
После прогулки друзья тем же путём возвратились домой. Боксёр провожал Костю глазами, полными преданности.
Ю. Яковлев.
Как подготовиться к изложению
1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных слов, словосочетаний и предложений.
2. Определите тему и основную мысль текста. Обратите внимание на то, как автор их раскрывает. Подумайте, какие слова и выражения особенно важно употребить в изложении для раскрытия темы и основной мысли текста.
3. Составьте план. Для этого определите количество частей в тексте (или разделите текст на части, если они не выделены), выделите главное в каждой части и озаглавьте эти части.
4. Найдите слова с орфограммами. Объясните их правописание. Обратите внимание на построение и оформление предложений, постановку знаков препинания.
5. Ещё раз прочитайте текст. Мысленно перескажите его. Начинайте писать изложение текста по плану.
6. Проверьте написанное изложение.
Тема текста: дружба мальчика и собаки.
Главная мысль: преданность — главное свойство дружбы.
Заголовок: «Преданность друга».
План:
1. Жильцы дома бросили собаку.
2. У пса появился друг Костя.
3. Благодарность собаки за заботу.
4. Прогулка друзей.
5. Преданность друга.
Преданность друга.
Жильцы дома уехали, а собаку оставили на балконе. Боксёр не сводил глаз с ворот. Он ждал друга.
В воротах появился Костя. Глаза боксёра загорелись радостью. Костя позвал собаку. Боксёр тихо взвизгнул. Костя взял в сарае лестницу и переставил её к перилам балкона. Боксёр спустился по ней на землю.
Костя достал припасы и стал кормить собаку. Боксёр был очень голоден и ел с жадностью, посматривая на друга. Сколько благодарности было в глазах собаки!
Собачий обед закончился. Костя похлопал пса по спине, и они отправились на прогулку.
После прогулки друзья возвратились домой. Боксёр провожал Костю глазами, полными преданности.
Номер 276.
Прочитайте.
Наши д..лёкие предки относились к (деревья) как к ж..вым (существа). Они считали, что в вечноз..лёных (ветви) ел.. з..муют добрые духи лесов. Люди украшали её пуш..стые ветви (подарки). Так появился обычай украшать душ..стую ель1. В России3 красавица-ёлка впервые засв..тилась (огоньки) в Петербург.. в 1852 году. Т..перь без украшенной (игрушки) ёлочк.. нет в дом.. праздника3 Нового года.
По Е. Бондаренко.
Наши далёкие (даль) предки относились (к чему?) к деревьям (Д. п.) как (к чему?) к живым (жить) существам (Д. п.). Они считали, что (в чём?) в вечнозелёных (зе́лень) ветвях (П. п.) (чего?) ели (Р. п., 3-е скл.) зимуют (зи́мы) добрые духи лесов. Люди украшали её пушистые ветви (чем?) подарками (Т. п.). Так появился обычай украшать душистую ель. В России красавица-ёлка впервые засветилась (свет) (чем? как?) огоньками (Т. п.) в Петербурге (П. п., 2-е скл.) в 1852 году. Теперь без украшенной (чем?) игрушками (Т. п.) елочки (Р. п., 1-е скл.) нет в доме (П. п., 2-е скл.) праздника Нового года.
Тема текста: ель.
Название: «Красавица-ёлка».
Ель [й᾿э́л᾿] — 1 слог
е — [й᾿] — согл., звонк. непарн., сонор., мягк. непарн.
— [э́] — гласн., ударн.
л — [л᾿] — согл., звонк. непарн., сонорн., мягк., парн.
ь — звука не обозначает
(В) России — сущ. (где? в чём?), н. ф. — Россия, собств., неодуш., ж. р., 1-е скл., в П. п., в ед. ч., вт. чл.
Праздника — сущ. (чего?), н. ф. — праздник, нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., в Р. п., в ед. ч., вт. чл.
Номер 277.
Прочитайте темы новогодних сочинений.
1. Новогодние хлопоты.
2. Скоро Новый год
3. Мои новогодние пожелания
4. Встреча Деда Мороза, Снегурочки3 и Снежинок
5. О чём я хочу спросить Деда Мороза
6. Дед Мороз в гостях у лесных жителей.
Новогодние хлопоты
Новый год — самый любимый праздник взрослых и детей. Задолго до его наступления у всех начинаются новогодние хлопоты. По улицам спешат горожане с елочками в руках, квартиры и дома наполняются свежим еловым ароматом.
Вчера и у нас появилась лесная красавица. А вечером мама достала из шкафа коробку с гирляндами и ёлочными игрушками, и мы все вместе стали украшать елку и комнату. Какая это радость для всех! Папа подключил гирлянды, и наша гостиная преобразилась. Замигали разноцветные огоньки, по стенам и потолку поплыли чудесные сияющие тени. Мы с мамой не спеша наряжали елку, любуясь сверкающими шарами, стеклянными сосульками, забавными фигурками зверей. А потом накинули на нашу красавицу-ёлочку серебряную накидку из мишуры. Под елку поставили Деда Мороза и Снегурочку.
— Словно в сказке оказались, — тихо сказала мама.
А папа добавил:
— Новогодние хлопоты — самые приятные, они доставляют радость и счастье.
Моя младшая сестрёнка воскликнула:
— Теперь будем ждать подарков от Деда Мороза и Снегурочки!
Мама весело засмеялась и сказала:
— Ну, конечно, Дед Мороз непременно приготовил вам подарки! Осталось чуть-чуть подождать новогодней ночи.
А я мечтательно произнес:
— Скорее бы она наступила...
Снегурочки — сущ. (кого?), н. ф. — Снегурочка, собств, одуш., ж. р., 1-е скл., в Р. п., в ед. ч., второст. чл.
Напишите свой комментарий внизу страницы.