Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 35

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание?Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 1 часть страница 35. Год 2019

Наши проекты

Похвальное слово знакам препинания

В русском языке 10 знаков препинания:
точка [ . ] вопросительный знак [ ? ]
запятая [ , ] восклицательный знак [ ! ]
точка с запятой [ ; ] тире [ — ]
многоточие [...] скобки [ ( ) ]
двоеточие [ : ] кавычки [ «» ]
Древнейшим знаком препинания является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской пись-менности. Затем появилась запятая. Слово точкавошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой (;), двоеточие (:), многоточие (...).

Номер 1.

Вспомните правило употребления знаков препинания:
а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
б) какой знак препинания «живёт» внутри предложения?
в) какой знак и когда ставится перед предложением?

Ответ:

а) в конце предложения ставятся знаки препинания: точка в повествовательном предложении, восклицательный знак в побудительном предложении, вопросительный знак в предложениях, где задается вопрос, многоточие — когда мысль не завершена, остается открытой.
б) внутри предложения живет запятая, которая обозначает короткую паузу.
в) перед предложением ставится тире, которое обозначает начало новой реплики.

Номер 2.

Что могут рассказать о себе знаки препинания? Составьте такой рассказ от имени какого-либо знака препинания.

Ответ:

«Важная госпожа Запятая»

    Очень часто бранят меня люди, ругают, не любят. А за что? что же я сделала им такого?
    Всё дело в том, что я часто появляются из неоткуда в предложениях, то тут, то там прячусь между слов. Но разве я виновата, что меня просто узнать нужно и тогда всё просто и понятно станет.
    Я всегда подскажу, помогу понять, как предложение лучше прочитать. Только учи правила, чтобы знать, куда меня поставить, а уж я свою работу выполню.

Номер 3.

Проведите исследование. Найдите в учебнике по литературному чтению любое стихотворение, прочитайте его, определите:
а) какие знаки препинания употреблены в стихотворении?
б) каких знаков больше?
в) какие знаки вам неизвестны?

Ответ:

Ласточки пропали
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

а) в стихотворении употреблены: запятая, точка, восклицательный знак.
б) больше всего в тексте употреблено запятых (4 штуки) и точек (4 штуки)
в) в предложении нет знаков препинания, которые мне неизвестны.

  • Выскажите мнение, какую «работу» выполняют знаки препинания в этом стихотворении.
Ответ:

Точки в стихотворении выражают завершенность мысли.
Запятые обозначают короткие паузы, отделяют друг от друга небольшие мысли, объединенные общей темой.
Восклицательный знак выражает возвышенный дух, восхищение, радость созерцателя от происходящего.

  • Прочитайте выразительно стихотворение. Помогли ли вам выразительно прочитать стихотворение знаки препинания?
Ответ:

Знаки препинания подсказывают, как прочитать правильно предложения, потому что они обозначают где голос нужно понизить, а где — изменить интонацию. Например, точка — длинная пауза, голос понижается. Запятая — короткая пауза, время сделать вдох. Восклицательный знак — интонация торжественная, длинная пауза, голос понижается.

Составьте сообщение на одну из тем:
• «Похвальное слово знакам препинания»;
• «Зачем нужны знаки препинания»;
• «Почему надо почтительно относиться к знакам препинания».
Представьте своё сообщение в классе.

Ответ:

Почему надо почтительно относиться к знакам препинания?

Знаки препинания — это не просто значки, которые мы ставим между слов. Их существует большое количество: точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, кавычки, многоточие, точка с запятой. Каждая из них выполняет свою роль.
Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания, нужно выучить правила. Их существует не так много. Например:
• в конце повествовательного предложения ставится точка, которая обозначает конец мысли;
• восклицательный знак нужно ставить в конце восклицательных предложений, а вопросительный — в вопросительных предложениях;
• тире — это знак, который используется в диалогах, отделяет реплику от другой реплики;
• много правил существует с запятыми, поэтому этот знак считается самым сложным.
Но если точно знать, какой знак следует поставить в том или ином случае, то они выполнят свою работу и подскажут, как прочитать предложения.
Запятая стоит в середине предложения, поэтому она обозначает короткую паузу, т. е. при прочтении нужно сделать быстрый вдох и продолжить читать.Точка — длинная пауза. Её нужно уважать. Видишь её — понижай голос, интонацией завершай мысль.
Восклицательный знак употребляется в восклицательных предложениях, в которых выражается восхищение, радость, а значит, и интонация должна быть такой.
Тире помогает понять, где начинается речь нового героя, и что нужно менять голос, при инсценировке.
Таким образом, почтительно относиться к знакам препинания, нужно только потому, что за свою громадную работу они требует так мало — достаточно выучить правила знаков препинания, и речь будет более красивой, а читать станет гораздо проще.

русский язык 4 класс учебник Канакина 1 часть страница 35

Номер 53.

Прочитайте. Объясните, где пропущены запятые?

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
А. Пушкин

Ветер весело примчал
Все деревья раскачал.
А. Леонтьев
Веют осенние ветры
В мрачной дубраве.
Н. Карамзин

Ветер тучи гонит
Ветер в трубах стонет.
Г. Ладонщиков

Ответ:

Ветер весело примчал,
Все деревья раскачал.

В этом простом предложении запятая разделяет однородные сказуемые примчал, раскачал, соединенные перечислительной интонацией (без союзов).

Ветер тучи гонит,
Ветер в трубах стонет.

Это сложное предложение, в нём две грамматические основы. Запятая разделяет части сложного предложения.

  • Какой темой можно объединить все предложения? Определите вид каждого предложения: оно простое или сложное?
  • Спишите простые предложения с однородными членами. Расставьте, где нужно, пропущенные запятые. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
Ответ:

Все предложения можно объединить темой «О ветре».

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.

Это простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом и.

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве.

Это простое предложение, не осложненное однородными членами.

Ветер весело примчал,
Все деревья раскачал.

Это простое предложение с однородными сказуемыми.

Ветер тучи гонит,
Ветер в трубах стонет.

Это сложное предложение, в нём две грамматические основы.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве.

Ветер весело примчал,
Все деревья раскачал.

Номер 54.

Прочитайте. Где пропущены запятые?

1. Прокр..чала иволга щёлкнул в кустах с..л..вей.
2. Крупные капли дождя з..стучали з..шлёпали по лист..ям.
3. Острым клювом дятел долби́т д..рев..я и добывает из-под коры жучков и личи́нок.
4. Повар готовил ..бед1 а с..баки л..жали у двери кухни.
5. Сова охотится не днём а ноч..ю.
6. Утро было морозное2 но лужи не замёрзли.

  • Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, а потом — сложные предложения. Расставьте, где нужно, запятые и вставляйте в слова пропущенные буквы.
  • Объясните расстановку запятых в предложениях.
Ответ:

1. Простые предложения:
Крупные капли дождя застучали, зашлёпали по листьям.
Острым клювом дятел долбит деревья и добывает из-под коры жучков и личинок.
Сова охотится не днём, а ночью.
2. Сложные предложения:
Прокричала иволга, щёлкнул в кустах соловей.
Повар готовил обед, а собаки лежали у двери кухни.
Утро было морозное, но лужи не замёрзли.

1. Запятая разделяет части сложного предложения.
2. Запятая разделяет однородные сказуемые, соединенные перечислительной интонацией (без союза).
3. Однородные члены соединены союзом «и».
4. Запятая разделяет части сложного предложения.
5. Запятая разделяет однородные члены перед союзом «а».
6. Запятая разделяет части сложного предложения.

Звуко-буквенный разбор:
Обед [аб᾿э́т] — 2 слога
о — [а] — глас., безуд.
б — [б᾿] — соглас., звон. парн., мяг. парн.
е — [э́] — глас., ударн.
д — [т] — согл., глух. парн., тверд. парн.


4 б., 4 зв.

Русский язык 4 класс, Канакина, Горецкий. Учебник 1 часть, Упражнение 45, год 2023
Конец страницы
Переход на другие страницыСодержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх