Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 38

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание?Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 1 часть страница 38. Год 2019

Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

Номер 53.

Прочитайте. Где пропущены запятые? Объясните свой ответ.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.

А. Пушкин.

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве.

Н. Карамзин.

Ветер весело примчал
Все деревья раскачал.

А. Леонтьев.

Ветер тучи гонит
Ветер в трубах стонет.

Г. Ладонщиков.

Ответ:

Ветер весело примчал,
Все деревья раскачал.

В этом простом предложении запятая разделяет однородные сказуемые примчал, раскачал, соединенные перечислительной интонацией (без союзов).

Ветер тучи гонит,
Ветер в трубах стонет.

Это сложное предложение, в нем две грамматические основы. Запятая разделяет части сложного предложения.

  • Какой темой можно объединить все предложения? Определите тип каждого предложения: оно простое или сложное?
  • Спишите простые предложения с однородными членами. Ставьте, где нужно, запятые. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
Ответ:

Все предложения можно объединить темой «О ветре».

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.

Это простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом и.

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве.

Это простое предложение, не осложненное однородными членами.

Ветер весело примчал,
Все деревья раскачал.

Это простое предложение с однородными сказуемыми.

Ветер тучи гонит,
Ветер в трубах стонет.

Это сложное предложение, в нем две грамматические основы.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве.

Ветер весело примчал,
Все деревья раскачал.

Номер 54.

  • Прочитайте. Где пропущены запятые?
    Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные предложения. Ставьте, где нужно, запятые и вставляйте в слова пропущенные буквы.
  • Объясните постановку запятых в предложениях.

1. Прокр..чала иволга щёлкнул в кустах с..л..вей.
2. Крупные капли дождя з..стучали з..шлёпали по лист..ям.
3. Острым клювом дятел долбит д..рев..я и добывает из-под коры жучков и личинок.
4. Повар готовил ..бед а с..баки л..жали у двери кухни.
5. Сова охотится не днём а ноч..ю.
6. Утро было морозное но лужи не замёрзли.

Ответ:

1. Простые предложения:
Крупные капли дождя застучали, зашлёпали по листьям.
Острым клювом дятел долби́т деревья и добывает из-под коры жучков и личинок.
Сова охотится не днем, а ночью.

2. Сложные предложения:
Прокричала иволга, щёлкнул в кустах соловей.
Повар готовил обед, а собаки лежали у двери кухни.
Утро было морозное, но лужи не замёрзли.

1. Запятая разделяет части сложного предложения.
2. Запятая разделяетоднородные сказуемые, соединенные перечислительной интонацией (без союза).
3. Однородные члены соединены союзом "и".
4. Запятая разделяет части сложного предложения.
5. Запятая разделяет однородные члены перед союзом "а".
6. Запятая разделяет части сложного предложения.

Фонетический разбор

Обед [аб'э́т] — 2 слога
о — [а] — глас., безуд.
б — [б'] — соглас., звон. парн., мягк. парн.
е — [э] — глас., ударн.
д — [т] — согл., глух., парн., тверд. парн.


4 б., 4 зв.

Разбор по составу

Морозное

русский язык 4 класс учебник Канакина 1 часть страница 38

Номер 58.

Прочитайте строки из сказки «Конёк-горбунок».

На другой день, утром рано,
Разбудил конёк Ивана:
«Эй, хозяин, полно спать!
Время службу исполнять».

П. Ершов

  • Найдите в предложении слова автора и прямую речь. Скажите, как вы их различили? Кому принадлежит прямая речь? Найдите в прямой речи обращение.
  • Прочитайте с одноклассником строки так: один читает слова автора, а другой — прямую речь.
  • Спишите строки из сказки. Проверьте себя.
Ответ:

Слова автора:
На другой день, утром рано,
Разбудил конёк Ивана:

Прямая речь:
«Эй, хозяин, полно спать!
Время службу исполнять».

Прямая речь взята в кавычки. Она принадлежит коньку-горбунку.
Обращение — хозяин.

На другой день, утром рано,
Разбудил конёк Ивана:
«Эй, хозяин, полно спать!
Время службу исполнять».

Номер 59.

Прочитайте памятку «Знаки препинания в предложениях с прямой речью после слов автора».

Русский язык 4 класс, Канакина, Горецкий. Учебник 1 часть, Упражнение 59, год 2023
  • О чём самом главном говорится в памятке? О чём «рассказывает» каждая схема предложения с прямой речью после слов автора?
Ответ:

В памятке говорится о знаках препинания в предложениях с прямой речью после слов автора.

Схемы предложений с прямой речью показывают нам, как правильно расставлять знаки препинания: после слов автора ставится двоеточие, сама прямая речь берётся в кавычки, в конце предложения ставится знак препинания, необходимый по цели высказывания и по интонации.

Конец страницы
Переход на другие страницыСодержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх