Номер 213.
Прочитайте.
Поздороваться (с кем?) с командиром, тревожиться (за кого?) ..., хвалить (кого?) ..., хвалиться (чем?) ..., извинить (кого?) ..., извиниться (перед кем?) ..., беспокоить (кого?) ..., беспокоиться (о ком?) ... .
Поздороваться с командиром (Т. п.), тревожиться за маму (В. п.), хвалить пса (В. п.), хвалиться успехами (Т. п.), извинить друга (В. п.), извиниться перед сестрой (Т. п.), беспокоить учителя (В. п.), беспокоиться о семье (П. п.).
Хвалиться: хвалился, хвалится, будет хвалиться.
Извиниться: извинился, извинится.
Номер 214.
Проведите исследование. Изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам? Устно проспрягайте глаголы учиться и засмеяться.
(1-е л.) я учусь, засмеюсь
(2-е л.) ты учишься, засмеешься
Учиться: учусь, учишься, учится, учимся, учитесь, учатся.
Засмеяться: засмеюсь, засмеешься, засмеется, засмеемся, засмеетесь, засмеются.
Возвратные глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.
При спряжении возвратных глаголовличные окончания стоят перед суффиксом -ся.
Лицо и число этих глаголов, также как других, определяется по окончанию.
Таким образом, возвратные глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.
Номер 215.
Прочитайте стихотворение Р. Мухи «Кровать».
А где продаётся такая кровать,
Чтоб рано ложиться и поздно вставать?
Сходства:
Ложиться, вставать стоят в неопределенной форме
Продается, ложиться — возвратные глаголы.
Различие:
Продается употреблен в настоящем времени.
А где продаётся такая кровать,
Чтоб рано ложиться и поздно вставать?
Номер 210.
Прочитайте загадки.
1. Во..т, свистит, ветки лома..т3, пыль поднима..т, всех с ног сбива..т. Слыш..ш.. его, да не вид..ш.. его. (В..т..р)2. Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подиви́..ся: лишь распуст..т птица хвост – и подни́м..тся до звёзд. (Р..к..т..)3. Овсом не корм..т, кнутом не гон..т, а как паш..т – пять плугов тащ..т. (Тр..кт..р)
1. Воет (I спр.), свистит (II спр.), ветки ломает (I спр.), пыль поднимает (I спр.), всех с ног сбивает (II спр.). Слышишь (II спр.) его, да не видишь (II спр.) его. (Ветер)
2. Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться (II спр.): лишь распустит (II спр.) птица хвост — и поднимется (I спр.) до звёзд. (Ракета)
3. Овсом не кормят (II спр.), кнутом не гонят (II спр.), а как пашет (I спр.) — пять плугов тащит (II спр.). (Трактор)
Разбор слов как частей речи:
Ломает –гл., что делает?, н. ф. – ломать, I спряжение, в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Номер 211.
Прочитайте.
Месяц. Туман. Солнце.
Дождик. Трава. Небо.
Звезда. Роса. Заря1.
Зеленеть. Синеть. Алеть1.
Лить. Белеть. Всходить.
Гаснуть. Сверкать. Светить.
Месяц светит. Туман белеет. Солнце всходит.
Дождик льется. Трава зеленеет. Небо синеет.
Звезда гаснет. Роса сверкает. Заря алеет.
Звуко-буквенный разбор:
Заря [зар’а́] – 2 слога
з – [з] – согл., зв. парн., тв. парн.
а – [а] – гласн., безуд.
р – [р’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
я – [а́] – гласн., ударн.
Номер 212.
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
1. Сам не научишься – никто не научит.
2. Скорую работу не хвалят.
3. Перо пишет, а ум водит.
4. Срубленное дерево не вырастет.
1. Сам не научишься – никто не научит. – чтобы что-то изучить, нужно приложить желание и старание.
2. Скорую работу не хвалят. – наскоро выполненная работа обычно плохо получается.
3. Перо пишет, а ум водит. – написанное зависит от мыслей человека, от глубины его знаний.
4. Срубленное дерево не вырастет. – прежде, чем что-то сделать, нужно подумать.
1. Сам не_научишься – никто не_научит.
2. Скорую работу не_хвалят.
3. Перо пишет, а ум водит.
4. Срубленное дерево не_вырастет.
Устный разбор глагола:
Перо пишет, а ум водит.
1. Пишет – глагол. Слово обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делает?».
2. Начальная форма – писать.
3. Первое спряжение.
4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, в единственном числе.
5. В предложении является сказуемым: перо (что делает?) пишет.
Письменный разбор глагола:
Пишет – гл., что делает?, н. ф. – писать, I спряжение, в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Разбор глагола
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (неопределённая форма).
3. Спряжение.
4. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени.
5. Роль в предложении.
Устный разбор
Летят перелётные птицы.
1. Летят – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма – лететь. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: птицы (что делают?) летят.
Образец записи
Летят – гл., что делают?, н. ф. – лететь. II спр., в наст. вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ. p>
Напишите свой комментарий внизу страницы.