Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 104

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания?Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 104

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах

Номер 216.

Прочитайте.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 216
  • На какой вопрос отвечает каждый глагол? В какой форме глагол оканчивается на -ться, а в какой на -тся?
  • Сделайте вывод: когда в возвратных глаголах пишется буквосочетание -тся, а когда -ться?
Ответ:

Учиться (что делать?), научиться (что сделать?), учится (что делает?), научится (что сделает?).
В форме 3-го лица глагол оканчивается на -тся, а в неопределенной форме — на -ться.

Если возвратный глагол отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?» — это глагол неопределенной формы, в нем будет писаться мягкий знак перед суффиксом.
Если глагол отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?», «что делают?» или «что сделают?» — это глагол в форме 3-го лица, мягкий знак перед суффиксом не пишется.

Номер 217.

Прочитайте. Отгадайте загадку

Три братца пошли на реку купаться.
Двое купаются,
А третий на берегу валяется.
Искупались, вышли —
На третьем повисли. (_о_о_ы_ _о)

Ответ:

Отгадка: коромысло.

  • Объясните написание глаголов с выделенными буквосочетаниями. Спишите первые два предложения.
  • Произнесите выделенные буквосочетания в глаголах и в имени существительном. Одинаково ли они произносятся и пишутся?
Ответ:

Купаться (что делать?), купаются (что делают?), валяется (что делает?).

Три братца пошли на реку купаться.
Двое купаются,
А третий на берегу валяется.

Выделенные буквосочетания в глаголах и в имени существительном произносятся одинаково [ца], а пишутся по-разному.

Разбор слова по составу:
Повисли — гл.

Справка

Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед суффиксом -ся мягкий знак (ь) пишется: -ться.
Если глагол отвечает на вопрос что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в форме 3-го лица и в нём перед суффиксом -ся мягкий знак (ь) не пишется: -тся.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 104. 2023 год

Номер 213.

Рассмотрите рисунки.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 213
  • Определите тему текста, который можно составить по данным рисункам. Придумайте заголовок к тексту.
  • Продумайте содержание всего текста. Соотнесите содержание каждой части с рисунком.
  • Составьте план. По плану и рисункам составьте текст. Подберите слова для связи частей текста.
  • Подготовьтесь рассказать и записать составленный текст.
  • Запишите заголовок и составленный текст. Проверьте себя.
Ответ:

Тема: как воспитывают собак военных.
Заголовок: «Умка – военная собака».

В тексте я расскажу о том, как у ребят появилась Умка. Как они решили ее воспитывать и дрессировать.
Как стали ходить в специальный центр, а когда Умка подросла отдали ее на службу и каждый день ее навещали.

План:
1. Умка – маленький щенок.
2. Дрессировка – дело сложное.
3. Важное будущее Умы.

Умка – военная собака
    Маша и Гриша всегда мечтали о собаке. Но тяжело ее воспитывать и дрессировать, ведь нужно быть ответственным и собранным. Папа ребят решил, что они готовы нести такую большую ответственность и вернувшись однажды со службы, принес что-то в пальто. Это что-то скулило и дрожало. Папа засмеявшись, наклонился, и из пальто что–то серое и совсем маленькое упало на пол. Это оказался щенок.
    Ребята окружили маленького пёсика и стали его рассматривать. Маленький, с большими глазами и ушами, пушистыми лапами. Он так открывал рот, будто улыбался ребятам. И был такой бело-серый с черным носиком, что решили назвать пса Умкой.
    С того дня жизнь всей семьи изменилась до неузнаваемости. Каждый день ребята показывали себя хорошими хозяевами: гуляли с Умой, кормили и дрессировали. Гриша занимался с ней в специальном центре: показывал команды, учил их выполнять. Ума быстро все освоил, стал настоящим дрессированным псом. А как быстро он рос! Лапы всего за несколько месяцев окрепли, сам он вырос, мордочка удлинилась, глаза стали казаться не такими уж большими.
    Долго Маша и Гриша занимались Умой. Вырос он совсем большим псом. Как бы ловко не выполнял он команды, а Грише становилось тяжелее и тяжелее держать собаку на поводке. Тогда папа сказал, что пришло время Уме Родине служить. На следующий день отправились они на военную базу в кинологический центр. И Ума осталась там, чтобы помогать военным. Ребятам разрешили забирать ее домой иногда, приходить каждый день, смотреть, как дрессируют настоящую военную собаку.

Номер 214.

Составьте сообщение на тему «Что я знаю о глаголах в форме настоящего или будущего времени» по плану:
1. Как различить глаголы настоящего и будущего времени? Как они изменяются?
2. Какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения?
3. Как определить, к какому спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями?
4. Как доказать, что в глаголах скажет и увидят правильно написаны личные окончания?

Ответ:

Что я знаю о глаголах в форме настоящего или будущего времениЧтобы отличить глаголы настоящего и будущего времени, нужно задать вопрос:
● В настоящем времени: что делаю?, что делает?, что делают?
● В будущем времени: что сделают?, что сделаю?, что сделает?
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, но не изменяются по родам.

Глаголы I спр. имеют личные окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.
Глаголы II спр. имеют личные окончания: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

Спряжение глагола с безударным личным окончанием определяется по неопределенной форме:

К I спряжению относятся глаголы:
● большинство глаголов на -ать, -еть (исключения: гнать, держать, дышать, слышать, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть – II спр.)
● глаголы на -ять, -ыть, -оть, -уть.
● глаголы брить, стелить.

Ко II спряжению относятся глаголы:
● глаголы на -ить (исключение: брить, стелить – I спр)
● четыре глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать.
● семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, видеть, ненавидеть, смотреть.

Чтобы доказать, что в глаголах скажет и увидят правильно написаны личные окончания, нужно:
1. Определить время, лицо, число глагола.
Мальчик ска́жет (буд. вр., 3-е л., ед. ч.) название улицы.
Мальчики уви́дят (буд. вр., 3-е л., мн. ч.) первый снег.

2. Поставить эти глаголы в неопределённую форму.
(Что сделает?) скажет – (что сделать?) сказать.
(Что сделают?) увидят – (что сделать?) увидеть.

3. Определить спряжение глагола (посмотреть, на что оканчивается неопределённая форма глагола). Проверить, не относится ли глагол к глаголам-исключениям.
Сказать (I спр.), увидеть (II спр., глагол–исключение).

4. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание.
Ска́жет (3-е л., ед. ч., I спр.).
Уви́дят (3-е л., мн. ч., II спр.).

Конец страницы
Переход на другие страницыСодержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх