Номер 227.
Составьте сообщение на тему «Что я знаю о глаголах в форме настоящего или будущего времени» по плану:
1. Как различить глаголы настоящего и будущего времени? Как они изменяются?
2. Какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения?
3. Как определить, к какому спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями?
Что я знаю о глаголах в форме настоящего или будущего времени
Чтобы отличить глаголы настоящего и будущего времени, нужно задать вопрос:
● В настоящем времени: что делаю?, что делает?, что делают?
● В будущем времени: что сделают?, что сделаю?, что сделает?
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам, но не изменяются по родам.
Глаголы I спр. имеют личные окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.
Глаголы II спр. имеют личные окончания: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.
Спряжение глагола с безударным личным окончанием определяется по неопределенной форме:
К I спряжению относятся глаголы:
● большинство глаголов на -ать, -еть (исключения: гнать, держать, дышать, слышать, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть — II спр.)
● глаголы на -ять, -ыть, -оть, -уть.
● глаголы брить, стелить.
Ко II спряжению относятся глаголы:
● глаголы на -ить (исключение: брить, стелить — I спр)
● четыре глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать.
● семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, видеть, ненавидеть, смотреть.
Номер 228.
Рассмотрите рисунки.
Тема: как воспитывают собак военных
Заголовок: «Умка — военная собака»
В тексте я расскажу о том, как у ребят появилась Умка. Как они решили ее воспитывать и дрессировать.
Как стали ходить в специальный центр, а когда Умка подросла отдали ее на службу и каждый день ее навещали.
План:
1. Умка — маленький щенок.
2. Дрессировка — дело сложное.
3. Важное будущее Умы.
Умка — военная собака
Маша и Гриша всегда мечтали о собаке. Но тяжело ее воспитывать и дрессировать, ведь нужно быть ответственным и собранным. Папа ребят решил, что они готовы нести такую большую ответственность и вернувшись однажды со службы, принес что-то в пальто. Это что-то скулило и дрожало. Папа засмеявшись, наклонился, и из пальто что-то серое и совсем маленькое упало на пол. Это оказался щенок.
Ребята окружили маленького пёсика и стали его рассматривать. Маленький, с большими глазами и ушами, пушистыми лапами. Он так открывал рот, будто улыбался ребятам. И был такой бело-серый с черным носиком, что решили назвать пса Умкой.
С того дня жизнь всей семьи изменилась до неузнаваемости. Каждый день ребята показывали себя хорошими хозяевами: гуляли с Умой, кормили и дрессировали. Гриша занимался с ней в специальном центре: показывал команды, учил их выполнять. Ума быстро все освоил, стал настоящим дрессированным псом. А как быстро он рос! Лапы всего за несколько месяцев окрепли, сам он вырос, мордочка удлинилась, глаза стали казаться не такими уж большими.
Долго Маша и Гриша занимались Умой. Вырос он совсем большим псом. Как бы ловко не выполнял он команды, а Грише становилось тяжелее и тяжелее держать собаку на поводке. Тогда папа сказал, что пришло время Уме Родине служить. На следующий день отправились они на военную базу в кинологический центр. И Ума осталась там, чтобы помогать военным. Ребятам разрешили забирать ее домой иногда, приходить каждый день, смотреть, как дрессируют настоящую военную собаку.
Номер 221.
Прочитайте.
Обл..ко (проплыть). С..рень (цв..сти). Такси (под..ехать). Т..л..фон (зазв..нить). К..ртоф..ль (св..риться). С..м..лёт (взл..теть). Пш..ница (поспеть). Мыш.. (проб..жать). Рад..о (заг..в..рить).
Облако проплыло (ср. р.). Сирень цвела (ж. р.). Такси подъехало (ср. р.). Телефон зазвонил (м. р.). Картофель сварил ся (м. р.). Самолёт взлетел (м. р.). Пшеница поспела (ж. р.). Мышь пробежала (ж. р.). Радио заговорило (ср. р.).
Номер 222.
Прочитайте.
Ты меня3 заобижала,
А скажи – зачем?
Леденец в руке зажала3,
Я же весь не съем!
Я просил совсем чуточек,
Крошечку просил.
Осторожно уголочек
Я бы откусил...
И. Токмакова
Эти строки о жадности и обиде. Я почувствовал, что герой стихотворения обижен.
Глаголы: заобижала, зажала, съем, просил, откусил.
Только в разговорной речи можно услышать глагол заобижала.
В литературной речи этот глагол будет звучать так – обидела.
Заобижала (ж. р.), зажала (ж. р.), просил (м. р.).
Разбор слов как частей речи:
Зажала – гл., что сделала?, н. ф. – зажать, 1 спр., в прош. вр., в 3-м л., в ед. ч., ж.р., сказ.
Меня – личное мест., н. ф. – я, 1-го л., в ед. ч., в В. п., вт. чл. (дополнение).
Номер 223.
Проведите опыт! Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и в единственном числе – по родам. А изменяются ли они по лицам и числам? Попробуйте изменить глагол шёл по лицам и числам. Получилось? Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени.
Ответ:Я шел
Мы шли
Ты шел
Вы шли
Он шел
Она шла
Оно шло
Они шли
Таким образом, глаголы прошедшего времени изменяются по лицам и числам.
Напишите свой комментарий внизу страницы.