Номер 236.
Прочитайте.
Обл..ко (проплыть). С..рень (цв..сти). Такси (под..ехать). П..м..доры (покр..снеть). К..ртоф..ль (св..риться). С..м..лёт (взл..теть). Пш..ница (поспеть). Мыш.. (проб..жать).Т..л..фон (зазв..нить). Рад..о (заг..в..рить).
Облако проплыло. Сирень цвела. Такси подъехало. Помидоры покраснели. Картофель сварил ся. Самолёт взлетел . Пшеница поспела. Мышь пробежала. Телефон зазвонил . Радио заговорило.
Сирень цвела долгие недели, источая тонкий, приятный аромат.
Помидоры покраснели очень рано.
Картофель сварился прямо к ужину.
Телефон зазвонил поздно ночью.
Номер 237.
Прочитайте.
Ты меня заобижала,
А скажи — зачем?
Леденец в руке зажала,
Я же весь не съем!
Я просил совсем чуточек,
Крошечку просил.
Осторожно уголочек
Я бы откусил...
И. Токмакова
Эти строки о жадности и обиде. Я почувствовал, что герой стихотворения обижен.
Глаголы: заобижала, зажала, съем, просил, откусил.
В разговорной речи: заобижала, а в литературной — обидела.
Заобижала (ж. р.), зажала (ж. р.), просил (м. р.), откусил (м. р.).
Разбор слова как части речи:
Меня — мест., обозначает действующее лицо, отвечает на вопрос «кого?». Н. ф. — я. В ед. ч., 1-м л., в В. п. В предложении является второстепенным членом.
Номер 238.
Проведите опыт! Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и в единственном числе — по родам. А изменяются ли они по лицам и числам? Попробуйте изменить глагол шёл по лицам и числам. Получилось? Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени.
Ответ:Я шел
Мы шли
Ты шел
Вы шли
Он шел
Она шла
Оно шло
Они шли
Таким образом, глаголы прошедшего времени изменяются по лицам и числам.
Номер 230.
Рассмотрите схемы слов.
ывают — наст. вр., 3 лицо, мн. ч., I спр. Задумывают.
ишь — буд. вр., 2 лицо, ед. ч., II спр. Попросишь.
али — прош. вр., мн. ч. Прослушали.
нула — прош. вр., ед. ч., ж. р. Скрипнула.
ит — наст. вр., 3 лицо, ед. ч., II спр. Кричит.
еет — наст. вр., 3 лицо, ед. ч., I спр. Белеет.
Номер 231.
Прочитайте вопросы, ответы на которые вы найдёте в энциклопедии для любознательных «Почемучка».
Как называется звезда, которую видно днём? Почему Луна не падает3 на Землю? Где ночует солнышко? Почему говорят: «Вода и камень точит»? За что белого медведя вписали в Красную книгу?
А. Дитрих, Г. Юрмин
Глаголы: называется, не падает, ночует, говорят, точит, вписали, раскрасил.
Называется – глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? Начальная форма – называться. Первое спряжение. Глагол употреблен в настоящем времени, в 3 лице, в единственном числе. В предложении является сказуемым.
Называется – гл., что делает? н. ф. – называться, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Звезда, которую видно днем
Солнце – огромный, раскаленный огненный шар, который на огромной скорости летит в космосе – это та звезда, которую видно днем. Тепло, которое оно дарит нам, дает жизнь, а свет, позволяет видеть. Мы дышим благодаря ему, ведь в листьях растений на свету в зеленых клетках образуется кислород. Существует теория, что стоит солнцу потухнуть, как жизнь остановится за 6 секунд. Вот насколько велика роль солнца.
Разбор слова как части речи:
Падает – гл., что делает? н. ф. – падать, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Номер 232.
Прочитайте. Определите тему текста.
В тундре летом семь погод на день: се..т3, ве..т, ду..т, студ..т, моч..т, гре..т, суш..т. Приползёт2 туча, и накро..т тундру холодная тень. Вторая дождиком2 смоч..т. Третья иссеч..т ледяной2 крупой или снегом присыпл..т3. То нахлын..т с моря туман, то ветер туман разгон..т. И снова чистые дали и яркое солнце.
Н. Сладков
Тема: погода в тундре.
Разбор слова как части речи:
Сеет – гл., что делает? н. ф. – сеять, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Присыплет – гл., что сделает? н. ф. – присыпать, I спр., в буд. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Разбор слова по составу:
Приползёт,
дождиком,
ледяной.
Разбор глагола
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (неопределённая форма).
3. Спряжение.
4. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число — для глаголов в прошедшем времени.
5. Роль в предложении.
Устный разбор
Летят перелётные птицы.
1. Летят – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма — лететь. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: птицы (что делают?) летят.
Образец записи
Летят – гл., что делают?, н. ф. – лететь, II спр., в наст. вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ. p>
Напишите свой комментарий внизу страницы.