Номер 243.
Прочитайте.
Будьте добры ко всем, кто слабей.
Пусть не боится вас воробей.
Согрейте котёнка, погладьте щенка
И мотылька не сгоните с цветка.
Не обижайте и мошкары.
Не забывайте, будьте добры!
Л. Яхнин
Главная мысль: будьте добры ко всем, кто слабей.
Вид предложений по цели высказываний — побудительные, а по интонации — не восклицательное.
Последнее предложение по цели высказывания – побудительное, а по интонации – восклицательные.
Пусть (что делает?) не боится вас воробей.
(что сделайте?) Согрейте котёнка, (что сделайте?) погладьте щенка
И мотылька (что сделаете?) не сгоните с цветка.
(что делайте?) Не обижайте и мошкары.
(что делайте?) Не забывайте, (что делайте?) будьте добры!
Глаголы с частицей НЕ — не боится, не сгоните, не обижайте, не забывайте.
Глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно.
Номер 244.
Прочитайте.
Хорошая книжка привыкла к почтению.4
И тот получает пятёрку по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать
И книжки, как старших, привык почитать.
Я. Козловский
Почтению — уважению
По чтению — по школьному предмету чтение
Почитать — читать книгу
Почитать — уважать, ценить
а) почитать, почитать.
б) получает.
в) привыкла, привык.
Хорошая книжка привыкла к почтению.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О книжке). В предложении слово книжка отвечает на вопрос "что?" Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем (привыкла). Слово привыкла отвечает на вопрос - что сделала? книжка (что сделала?) привыкла. Значит, слово привыкла - это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод подлежащее книжка и сказуемое привыкла - это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенные члены предложения, который поясняет подлежащее. Книжка (какая?) хорошая - определение - подчёркиваю волнистой линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: привыкла (к чему? к прочтению - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: хорошая книжка, привыкла к почтению.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 238.
Прочитайте.
Дед Ларион охотился в лесу. Неожиданно потянуло гарью. Поднялся ветер. Начался лесной пожар. Огонь гнало по земле с огромной скоростью.
Дед бежал по кочкам, спотыкался, падал. Дым выедал ему глаза. А сзади был уже слышан гул и треск пламени. Вдруг из-под ног у деда выскочил заяц. Зверёк бежал медленно и волочил задние ноги.4
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Ларион знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и просил зайца бежать потише.
Заяц вывел деда из огня. Они выбежали из леса к озеру, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.
ПоК. Паустовскому
Тема: как заяц спас деда Лариона от пожара.
Основная мысль: животное всегда чует лучше человека, где спасение найти, а человеку к нему прислушиваться нужно.
Заголовок: «Счастливый заяц».
Большинство глаголов употреблено в форме прошедшего времени, потому что всё рассказанное в тексте – будто история, а значит, такие события, возможно, когда-то происходили.
1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
Гарь – то, что получается при сгорании.
Гул – вой, непрекращающийся шум.
Волочил – перетаскивал; медленно тащил, с трудом.
Чуют – чувствуют.
Потише (переносн.) – медленнее.
Опалены – обожжены; повреждены огнем.
2. Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).Тема текста – как заяц спас деда Лариона от пожара. Об этом говорится в каждой из частей текста: как пожар начался, как дед спасался, появился заяц и сам того не понимая, выручил деда.
Повествование выстроено так, что сначала читателя вводят в ситуацию речи, историю, затем – как события развиваются и наконец – каков исход истории.
3. Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
Основная мысль текста – животное всегда чует лучше человека, где спасение найти, а человеку к нему прислушиваться нужно. Это значит, что животные нас учить многому могут, а нам их уважать нужно. Дед Ларион так и поступил: заяц его выручил, а дед ему добром отплатил и вылечил от ожогов, выходил.
4. Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
В тексте 4 смысловые части, которые соответствуют абзацам.
1 часть: «Как начался пожар»: охотился в лесу, потянуло гарью.
2 часть: «Неожиданное спасение»: бежал по кочкам, спотыкался, падал, выедал глаза, гул и треск пламени, выскочил заяц, бежал и волочил задние ноги.
3 часть: «Беги зайчик, беги»: дед обрадовался, как родному, звери чуют лучше человека, побежал за зайцем, плакал от страха и просил бежать потише.
4 часть: «Как дед Ларион отплатил зайцу добротой»: вывел деда из огня, выбежали к берег, упали от усталости, понес домой, опаленный ноги, дед его вылечил.
5. Еще раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
В лесу́ (ле́с)
Потяну́ло (тя́нет)
Начался́ (нача́ло)
Пожа́р (сл. сл.)
Ого́нь (о́гненный)
По земле́ (зе́мли)
Огро́мной (сл. сл.)
Скоростью (ь – показатель мягкости предшествующего согласного)
Бежа́л (бег)
Кочкам (правописание чк-чн)
Спотыка́лся (сл. сл.)
Выеда́л (есть)
Зверёк (зверь)
Волочи́л (во́локом; воло́чет)
Родно́му (ро́дненький)
Чуют (правописание чу-щу)
Проси́л (про́сит)
Опалены́ (опа́лит)
Живот (правописание жи-щи)
Вы́лечил (ле́чит)
6. Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запомните их написание.
7. Еще раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Закройте книгу и напишите изложение.
После написания изложения не забудьте проверить свою работу.
Дед Ларион охотился в лесу. Неожиданно потянуло гарью. Поднялся ветер. Начался лесной пожар. Огонь набирал силу очень быстро.
Дед бросился бежать. Он бежал быстро, падал, вставал. Дым выедал ему глаза. Огонь был всё ближе. Вдруг из-под ног у деда выскочил заяц. Зверёк бежал медленно и волочил задние лапы.
Дед обрадовался зайцу.Он знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и знают, как спастись. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и просил зайца бежать медленнее.
Заяц вывел деда из огня. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены ноги и живот. Дед его вылечил и оставил у себя.
Зверёк бежал медленно и волочил задние ноги.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о ком говорится в предложении? (О зверьке). В предложении слово зверёк отвечает на вопрос "кто?" Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем (бежал и волочил). Слова бежал и волочил отвечают на вопрос - что делал? зверёк (что делал?) бежал и волочил. Значит, слова бежал и волочил- это однородные сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод подлежащее зверёк и сказуемые бежал и волочил - это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемые. Бежал (как?) медленно - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой, волочил (что?) ноги - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией. Нахожу второстепенный член предложения, поясняющий другой второстепенный член предложения: ноги (какие?) задние - определение - подчеркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 3 словосочетания: бежал медленно, волочил ноги, задние ноги.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Как подготовиться к изложению.
1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
2. Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
3. Определите, основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
4. Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
5. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
6. Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание.
7. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Закройте книгу и напишите изложение.
После написания изложения не забудьте проверить свою работу.
Напишите свой комментарий внизу страницы.