Номер 253.
Прочитайте. Озаглавьте текст.
Дед Ларион охотился в лесу. Неожиданно потянуло гарью. Поднялся ветер. Начался лесной пожар. Огонь гнало по земле с огромной скоростью.
Дед бежал по кочкам, спотыкался, падал. Дым выедал ему глаза. А сзади был уже слышан гул и треск пламени. Вдруг из-под ног у деда выскочил заяц. Зверёк бежал медленно и волочил задние ноги.4
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Ларион знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и просил зайца бежать потише.
Заяц вывел деда из огня. Они выбежали из леса к озеру, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.
К. Паустовский
Ответ:«Счастливый заяц»
Тип текста: повествование.
Тема: как заяц спас деда Лариона от пожара.
Главная мысль: животное всегда чует лучше человека, где спасение найти, а человеку к нему прислушиваться нужно.
Так как тип данного текста — повествование, то всё рассказанное в тексте — будто история, а значит, события, возможно, когда-то такие происходили. Поэтому, все глаголы в нем прошедшего времени, события произошли в прошлом.
1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
Гарь — то, что получается при сгорании
Гул — вой, непрекращающийся шум
Волочил — перетаскивал; медленно тащил, с трудом
Чуют — чувствуют
Потише (переносн.) — медленнее
Опалены — обожжены; повреждены огнем
2. Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
Тема текста — как заяц спас деда Лариона от пожара. Об этом говорится в каждой из частей текста: как пожар начался, как дед спасался, появился заяц и сам того не понимая, выручил деда.
Повествование выстроено так, что сначала читателя вводят в ситуацию речи, историю, затем — как события развиваются и наконец — каков исход истории.
3. Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
Основная мысль текста — животное всегда чует лучше человека, где спасение найти, а человеку к нему прислушиваться нужно. Это значит, что животные нас учить многому могут, а нам их уважать нужно. Дед Ларион так и поступил: заяц его выручил, а дед ему добром отплатил и вылечил от ожогов, выходил.
4. Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
В тексте 4 смысловые части, которые соответствуют абзацам.
1 часть: «Как начался пожар»: охотился в лесу, потянуло гарью, поднялся ветер, лесной пожар, огонь гнало с огромной скоростью.
2 часть: «Неожиданное спасение»: бежал по кочкам, спотыкался, падал, выедал глаза, гул и треск пламени, выскочил заяц, бежал и волочил задние ноги.
3 часть: «Беги зайчик, беги»: дед обрадовался, как родному, звери чуют лучше человека, побежал за зайцем, плакал от страха и просил бежать потише.
4 часть: «Как дед Ларион отплатил зайцу добротой»: вывел деда из огня, выбежали к берег, упали от усталости, понес домой, опаленный ноги, дед его вылечил.
5. Еще раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
В лесу́ (ле́с)
Потяну́ло (тя́нет)
Начался́ (нача́ло)
Пожа́р (сл. сл.)
Ого́нь (о́гненный)
По земле́ (зе́мли)
Огро́мной (сл. сл.)
Скоростью (ь — показатель мягкости предшествующего согласного)
Бежа́л (бег)
Кочкам (правописание чк-чн)
Спотыка́лся (сл. сл.)
Выеда́л (есть)
Зверёк (зверь)
Волочи́л (во́локом; воло́чет)
Родно́му (ро́дненький)
Чуют (правописание чу-щу)
Проси́л (про́сит)
Опалены́ (опа́лит)
Живот (правописание жи-щи)
Вы́лечил (ле́чит)
6. Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запомните их написание.
7. Еще раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Напишите изложение.
Синтаксический разбор
Зверёк бежал медленно и волочил задние ноги.4.
Зверёк бежал медленно и волочил здание ноги.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о ком говорится в предложении? (О зверьке) В предложении слово зверёк отвечает на вопрос кто? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, о зверьке? (бежал и волочил) Слова бежал и волочил отвечают на вопрос что делал? (зверёк (что делал?) бежал и волочил) Значит, эти слова - однородные сказуемые. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее зверёк и сказуемые бежал и волочил – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: бежал (как?) медленно - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой. Волочил (что?) ноги - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения: ноги (какие?) определение - подчёркиваю волнистой линией..
6. Делаю вывод: в предложении 3 словосочетания: бежал медленно, волочил ноги, задние ноги.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
2. Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
3. Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
4. Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
5. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
6. Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание.
7. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Закройте книгу и напишите изложение.
После записи изложения не забудьте проверить свою работу.
Номер 244.
Прочитайте.
Дети были очень милые.
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом. Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но только очень плотный, лобастый2, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный1.
По М. Пришвину
В данном тексте есть два персонажа, которых сравнивают: Настя и Митраша. Используются имена прилагательные в сравнительной степени, особенности детей противопоставляются.Это описание художественное, ведь в нем описываются и сравниваются образы детей, используются эпитеты, сравнения: волосы отливали золотом, носик глядел вверх попугайчиком и т. д.
Митраша представился мне маленьким мальчиком, несмотря на то, что ему было всего десять лет. Крепкий, коренастый, очень проворный и бодрый. Характером упрямый, и всего всегда добивающийся.
Настя – уже юная девушка красивая, высокая, с длинными ногами. Волосы будто золотые реки, собранные в две косы. Лицо усыпано веснушками – капельками солнца. А носик приподнят, вверх смотрит, к самому небу.
В описании внешнего вида детей мне понравилось то, что по тому, что написано в тексе, очень легко представить детей. Так четко написаны их образы, что будто смотришь на фотографию, когда читаешь слова.
Разбор слова по составу:
лобастый
Звуко-буквенный разбор слова:
Сильный [с’и́л’ный’] – 2 слога
с – [с’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
и – [и́] – гласн., ударн.
л – [л’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
ь – не обозначает звука
н – [н] – согл., зв. непарн., тв. парн.
ы – [ы] – гласн., безударн.
й – [й’] – согл., зв. непарн., мягк. непарн.
Номер 245.
Составьте свой текст – сравнительное описание ваших друзей, одноклассников или родных. Подумайте, по каким признакам вы будете проводить сравнение (лицо, прическа, одежда, черты характера).
У меня есть две лучшие подруги. Их зовут Катя и Настя, они – сёстры, близнецы. Но несмотря на это, они такие разные, ведь у каждой есть свои уникальные черты.
Катя – очень резвая, бодрая, никогда не унывающая девочка. Она никогда не сидит на месте. Наверное, поэтому, черты ее лица очень острые, будто выточенные из камня бурной рекой: нос прямой и острый, губы всегда плотно сжаты, чуть впалые щеки и белые-белые зубы. Лоб высокий. А волосы такие короткие, что она не может даже собрать их в прическу.
Настя совершенно не похожа на сестру. Она намного мягче, тише, очень спокойная и не любит внимания людей. Черты лица намного мягче и часто напоминают мне лепестки нежного цветка: алые губы, пухлые щечки всегда с румянцем. Носик вздернут. На солнце иногда у неё на лбу проглядывают веснушки, чего нет у Кати.
Они так похожи, но в то же время совершенно разные.
Номер 246.
Прочитайте. Определите тип текста. В каких словах выражена основная мысль? Подберите к тексту название.
Меня разбудили на рассвете: «Погляди – солнце играет!» Я смотрю в окно: за деревьями дальнего2 леса восходит3 огромное, яркое, как бы расплавленное солнце. Оно распухает, раздувается, точно огненный пылающий шар: играет!
По И. Соколову–Микитову
Тип текста: повествование, потому что автор рассказывает о событии, которое с ним произошло, а описание, потому что, не смотря на рассказ автора, он описывает всё то, что увидел, что поразило его своей красотой. И рассказывает об этом образами.
Основная мысль: солнце играет, ведь автор рассказывает о том, какое удивительное солнце он увидел на рассвете.
Название: «Солнце играет!».
Меня разбудили (правописание приставки раз-, потому что дальше следует звонкий согласный) на рассвете (сл. сл.): «Погляди (приставка по-, подглядывай) – солнце (солнышко) играет (играть, значит, I спряжение)!» Я смотрю (смотрим) в окно (о́кна): за деревьями (де́рево; дере́вья) дальнего леса восходит (приставка вос-) огромное, яркое, как бы расплавленное солнце. Оно распухает (правописание приставки рас-, потому что дальше следует глухой согласный; распухать, значит, I спряжение), раздувается, точно (правописание чк-чн) огненный пылающий шар: играет (играть, значит, I спряжение)!
Разбор слова по составу:
дальнего
Разбор слова как части речи:
Восходит – гл., что делает? н. ф. – восходить, II спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Напишите свой комментарий внизу страницы.