Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 124

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания?Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 124

Предложение и словосочетание

Номер 261.

Вспомните, что такое предложение и что такое словосочетание. Как их различить? А что такое грамматическая основа предложения? Как ее найти в предложении?

Ответ:

Предложение — одно слово или группа слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Выражают законченную мысль.
Словосочетание — соединение двух слов, связанных между собой подчинительной связью, т. е. есть слово главное, а есть — зависимое. При этом от главного слова можно задать вопрос к зависимому.
Грамматическая основа предложения — подлежащее и сказуемое. Подлежащее — член предложения, которые отвечает на вопросы кто? что?, выражающий предмет, а сказуемое — член предложения, отвечающий на вопрос что делать? что сделать?, выражающий действие предмета.
Именно по этим признакам и можно найти грамматическую основу в предложении.

Номер 262.

Прочитайте. Докажите, что вы прочитали предложение.

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.4

М. Горький

Ответ:

Это предложение потому что:
1) все слова связны между собой по смыслу;
2) выражают законченную мысль;
3) слова объединены грамматически.

  • Запишите предложение по памяти. Проверьте себя.
  • Подчеркните грамматическую основу предложения. Выпишите словосочетания, поставив вопрос от главного слова к зависимому.
Ответ:

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
Словосочетания:
Над равниной (какой?) седой
Равниной (чего?) моря
Собирает (что?) тучи
Собирает (где?) над равниной

русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий - 2 часть страница 84 номер 145
Синтаксический разбор:

Над седой равниной моря ветер тучи собирает .4.

1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О ветре). В предложении слово ветер отвечает на вопрос "что?" Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем (собирает). Слово собирает отвечает на вопрос - что делает? ветер (что делает?) собирает. Значит, слово собирает - это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод подлежащее ветер и сказуемое собирает - это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенные члены предложения, который поясняет сказуемое: собирает (что?) тучи - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией; собирает (над чем?) над равниной - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения: равниной (какой?) седой - определение - подчёркиваю волнистой линией; равниной (чего?) моря - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 4 словосочетания: собирает тучи, собирает над равниной, над равниной моря, над равниной седой.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.

русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий - 2 часть страница 84 номер 145

Номер 263.

Прочитайте. Составьте и запишите предложения из данных слов.

    1. Верный, коня, звали. 2. Щипал, он, на, лужке, траву. 3. Вдруг, ему, на, галка, села, и, молодую, шерсть, стала, спину, выщипывать. 4. Птица, взад, поскакивала, вперед, спине, и, по, конской. 5. Верный, не, даже, поднимал, головы. 6. Он, траву, и, усердно, махал, ел, только, хвостом. 7. Галка, шерсти3, и, улетела, набрала, клюв, полный.

В. Белов

Ответ:

1. Коня звали Верный.
2. Он щипал на лужке траву.
3. Вдруг ему на спину села галка и стала выщипывать молодую шерсть.
4. Птица поскакивала взад и вперед по конской спине.
5. Верный даже не поднимал головы.
6. Он ел траву и только усердно махал хвостом.
7. Галка набрала полный клюв шерсти и улетела.

  • Выпишите из второго предложения словосочетания, подчеркните грамматическую основу этого предложения.
Ответ:

Он щипал на лужке траву.
Щипал (что?) траву, щипал (где?) на лужке.

Разбор слова как части речи:
Шерсти — сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос «чего?». Н. ф. — шерсть. Нариц., неодуш., ж. р., 3 скл., в Р. п., ед. ч. В предложении является второстепенным членом.

Номер 264.

Вспомните, какие члены предложения называются главными, а какие — второстепенными. Какова их роль в предложении? А что такое однородные члены предложения? Какие члены предложения могут быть однородными? Приведите примеры.

Ответ:

    Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает предмет, а сказуемое — действие этого предмета.
    Второстепенные члены – дополнение, определение, обстоятельство. Они распространяют главные члены предложения, т.е. наделяют их новыми признаками: как происходит действие, какими свойствами обладает предмет.
    Однородные члены – члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Могут быть главными и второстепенными.
Например:
1. Однородные подлежащие: Маша и Вика быстро побежали в школу.
2. Однородные сказуемые: Маша бежала и смеялась всю дорогу.
3. Однородные определения: Маша была красивой и умной девочкой.
4. Однородные обстоятельства: Маша бежала быстро, вприпрыжку.
5. Однородные дополнения: Ветер гонял листья и травинки.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 124. 2023 год

Лексическое значение слова

Номер 261.

Вспомните: каждое слово имеет своё лексическое значение. Что значит определить лексическое значение слов книга, звезда, овёс, коса, дождевик? Какие из этих слов многозначные?

Ответ:

    Лексическое значение – то, что означает слово, его смысл.Определить лексическое значение можно с помощью толкового словаря, где записаны значения всех слов.
    Книга – произведение печати в виде переплетенных листов с каким–нибудь текстом.
    Звезда – самосветящийся яркий газовый шар.
    Овёс – злак, зёрна которого обычно идут на корм лошадям.
    Коса:
1. Несколько прядей волос на голове человека, сплетенные вместе.
2. Рисунок вязания, напоминающий косу.
3. Сельскохозяйственное орудие в виде узкого изогнутого лезвия, насаженного на длинную рукоятку и служащее для срезывания травы, хлебных злаков.
4. Длинная узкая и низкая отмель, идущая от берега.
    Дождевик:
1. Шарообразный гриб с мякотью внутри, вырастающий в тёплое дождливое время.
2. Плащ из непромокаемой ткани от дождя.
    Многозначные слова – слова, которые имеют два и более значений. Значит, многозначные слова: коса, дождевик.

  • Что такое антонимы, синонимы, омонимы? Как их различить? Приведите примеры таких слов.
  • Объясните значение фразеологизмов: за тридевять земель, сломя голову, развязался язык.
Ответ:

Антонимы – слова, противоположные по значению. Например, тепло – холодно.
Синонимы – слова, близкие по значению. Например, бояться – страшиться.
Омонимы – слова, которые одинаковые по произношению, но разные по значению. Например, ключ – для того, чтобы открыть замок; ключ – ручей.

За тридевять земель – очень-очень далеко.
Сломя голову – очень быстро.
Развязался язык – начал говорить, стал болтливым.

Номер 262.

Прочитайте заголовок. Кого так называют? Прочитайте диалог выразительно.

Голавлик и Трясогузка
    – Нехорошо, Голавлик: глаза таращишь, а не здороваешься. Будто в рот воды набрал!
    – Фу-ух-буль-буль! Ох, погоди... Не воды набрал, а воздуху глотнул нечаянно. Никак теперь не отдышусь!
Э. Шим

Ответ:

На самом деле Голавлик – рыба, а Трясогузка – птица.

  • Какие интересные сочетания слов употребил автор в диалоге? Что они обозначают?
  • Найдите сочетание слов, которое можно заменить синонимом пристально смотреть. В какой речи оно употребляется чаще: в литературной, разговорной или просторечной?
  • В каком значении употреблен выделенный фразеологизм: в прямом или в переносном? Когда еще так говорят?
Ответ:

Сочетания: глаза таращишь – пристально смотришь; воды в рот набрал – молчишь.

Пристально смотреть, значит, глаза таращить. Этот фразеологизм чаще всего употребляется в разговорной речи.

Выделенный фразеологизм: «будто воды в рот набрал» употреблен в переносном смысле. Так говорят, когда кто–то молчит и ничего не говорит.

Номер 263.

Представьте, что вы понимаете язык животных и растений и однажды подслушали их «разговор». Составьте диалог, в котором могли бы принять участие, например, Подорожник и Крапива, Синичка и Ёжик, Мухомор и Белка. Подготовьтесь инсценировать диалог.

Ответ:

Пёс и Кот
    У меня дома живут кот Марс и пёс Мартин. Они давние друзья, росли вместе, вместе спят, а на даче даже гуляют. Однажды Пёс и Кот поспорили, кто бегает быстрее:
    – Ну уж нет, Кот, не прав ты. Я – пес, у меня и ноги быстрее. Поэтому бегаю быстрее я.
    Нахохлился кот, шерстку надыбил и шипит:
    – Ну, как же ты не понимаешь. Мы коты легки и шустры. Умеем бегать быстрее ветра.
    Пёс подумал-подумал, повилял хвостом и говорит:
    – А давай проверим, кто кого быстрее бегает.
    Решили – сделали. Выбрали место для разбега. И понеслись, только пятки сверкают. Бежит кот и на ходу кричит Псу:
    – Вот видишь, я быстрее.
    – Нет, я быстрее, – кричит ему в ответ пёс.
    Вдруг по всей квартире прокатился звон разбитого стекла. Любимая мамина ваза разбилась вдребезги. Кот и пес глядят друг на друга и молчат. А потом кот и говорит:
    – Вот тебе и выяснили, кто быстрее.

Конец страницы
Переход на другие страницыСодержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх