Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 130

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания?Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 130

Состав слова

Номер 279.

Вспомните, из каких значимых частей состоит слово. Какая из них является главной в слове? Почему?

Ответ:

Значимые части слова — это корень, приставка, суффикс и окончание.
Главная часть в слове — корень, ведь в нем заключено лексическое значение слова, т.е. то, что оно значит, его смысл.
Корень — главная часть слова, в которой заключено лексическое значение.
Суффикс — часть слова, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов.
Приставка — часть слова, стоящая после корня, служащая для образования новых слов.
Окончание — часть слова, служащая для связи слов в предложении.

  • Для чего служат приставки? Суффиксы? Окончания? А что такое основа?
  • Объясните, как найти значимые части в любом из данных слов.

    Сынишка, золотистый, подсвечник, прочитаешь, заморозили, подснежники, безжалостный.

Ответ:

Приставки и суффиксы служат для образования новых слов; окончания нужны для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Основа слова — это всё слово без окончания, в котором заключено лексическое значение слова, его смысл.

Для того, чтобы найти в любом слове основу нужно:
1. определить часть речи слова, чтобы понять, изменяемое это слово или нет;
2. в зависимости от того изменяемое это слово или нет, выделить в нем окончание;
3. выделить всё оставшееся слово, ведь основа — часть слова без окончания.
Сынишка (сущ., изменяемое), золотистый (прил., изменяемое), подсвечник   (сущ., изменяемое), прочитаешь (глаг., изменяемое), заморозили (глаг., изменяемое), подснежники (сущ., изменяемое), безжалостный (прил., изменяемое).

Номер 280.

Прочитайте, вставляя пропущенный корень. Как образовались эти однокоренные слова? Объясните их лексическое значение.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 280
Ответ:

Инструментом для образования новых слов служат приставка и суффикс.
Лексическое значение заключено в основе, т.е. слове без окончания.

Дождик   (сущ.) — маленький дождь, небольшой.
Дождище (сущ.) — очень сильный дождь.
Дождинка (сущ.) — капелька дождя.
Дождевой (прил.) — принадлежащий дождю.
Дождливый (прил.) — наполненный дождём.
Дождить (глаг.) — проливать дождь.

Носик   (сущ.) — маленький нос.
Носок   (сущ.) — уменьшительно-ласкательное название носа.
Носишко (сущ.) — небольшой носик.
Носище (сущ.) — огромный нос.
Носовой (прил.) — предназначенный для носа.
Переносица (сущ.) — часть лица между глазами.

  • Запишите однокоренные слова. Выделите в них значимые части. Рядом с каждым словом в скобках укажите, какой частью речи оно является.
Ответ:

Дождик   (сущ.).
Дождище (сущ.).
Дождинка (сущ.).
Дождевой (прил.).
Дождливый (прил.).
Дождить (глаг.).

Носик   (сущ.).
Носок   (сущ.).
Носишко (сущ.).
Носище (сущ.).
Носовой (прил.).
Переносица (сущ.).

Номер 281.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

    Что за славные имена у птиц! Если пухл..нькая — то пухляк, если пёстр..нькая — то п..струшка, если с хохолком — х..хлатка. З..лёная — зел..нушка, п..щит — п..щуха, полза..т по стволу — поползень. К..дровка — это та, которая орешки к..дровые собира..т.

Н. Сладков

Ответ:

    Что за славные имена у птиц! Если пухленькая — то пухляк, если пёстренькая — то пеструшка, если с хохолком — хохлатка. Зелёная — зеленушка, пищит — пищуха, ползает по стволу — поползень. Кедровка — это та, которая орешки кедровые собирает.

  • Обсудите, почему птицам дали такие имена.
Ответ:

Птицам дали такие имена из-за их особенностей.
Птичка пухляк пухленькая, потому так и называется, из-за своей формы.
Пёстренькая птичка — пеструшка, из-за своего причудливого узора.
Хохлатая птичка — хохлушка, потому что на голове причудливые перышки.
Зелёная птичка — зеленушка, от того, что пёрышки зелёные.
Пищуха — птичка, которая пищит, голосок у нее красивый.
Ползает хорошо — поползень, ведь умеет взбираться на высокие стволы.
Кедровка — птичка, которая любит кедровые орешки.

Разбор слова по составу:

Пухленькая — прил.,
хохолком — сущ.

Разбор слова как части речи:
Ползает — глаг., обозначает действие, отвечает на вопрос «что делает?». Н. ф. — ползать. I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч. В предложении является сказуемым.

Фонетический разбор:
Орешки [ар’эшк’и] — 3 слога.
о — [а] — гласн., безуд.
р — [р’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
е — [э] — гласн., ударн.
ш — [ш] — согл., глух. парн., тв. непарн.
к — [к’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
и — [и] — гласн., безуд.


6 б., 6 зв.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 130. 2023 год

Номер 278.

Прочитайте.

    У[сн]ая про[з’]ба, чуде[сн]ая окре[сн]ость, лё[х’к’]ие заморо[с]ки, вку[сн]ый пиро[к], чу[т]кое се[рц]е, ги[п]кий тро[с’н’]ик, радо[сн]ое чу[ст]во, преле[сн]ый пейза[ш], изве[сн]ая ме[сн]ость, опа[сн]ая ле[с’н’]ица.

  • Запишите, обозначая буквами звук или звуки, данные в скобках. Объясните правильность выполненного задания.
Ответ:

У[сн]ая про[з’]ба – устная просьба (уста, просить);
чуде[сн]ая окре[сн]ость – чудесная окрестность (чудесен, окрест, крест);
лё[х’к’]ие замор[с]ки – легкие заморозки (лёгок, заморозить);
вку[сн]ый пиро[к] – вкусный пирог (вкусен, пироги);
чут[к]ое се[рц]е – чуткое сердце (чуткий, сердечный);
ги[п]кий тро[с’н’]ик – гибкий тростник (гибок, тросточка);
радо[сн]ое чу[ст]во – радостное чувство (радость, сл. сл.);
преле[сн]ый пейза[ш] – прелестный пейзаж (прелести, пейзажи);
изве[сн]ая ме[сн]ость – известная местность (известен, место);
опа[сн]а яле [с‘н‘]ица – опасная лестница (опасен, сл. сл.).

Номер 279.

На форзацах учебника (4 класс, части 1 и 2) даны орфограммы, которые вы изучили. Выберите любую орфограмму, подберите слова, в которых встречается эта орфограмма.

Ответ:

Правописание безударных гласных в корне слова:
Проверяемые орфограммы: леса́ – лес, отголо́сок – го́лос.
Непроверяемые орфограммы: моро́з, пара́д – сл. сл.

  • Составьте сообщение на тему «Что надо знать, чтобы правильно написать слова с данной орфограммой».
Ответ:

    Для того, чтобы правильно написать слова с данной орфограммой, необходимо сделать так, чтобы буква в слабой позиции, т.е. орфограмма стояла в проверочном слове в сильной позиции (под ударением).
    Значит, к слову нужно подобрать однокоренное слово, в котором буква-орфограмма будет под ударением.
    Существуют слова, написание которых нужно просто запомнить. Это словарные слова. Однокоренных слов к ним для проверки подобрать нельзя.

Номер 280.

Прочитайте.

Ярко звёзды г..рят,
И в кр..млёвском саду
Неизвес..ный с..лдат
Спит у всех на в..ду.

Над гранитной пл..той
Вечный свет нег..сим.
Вся стр..на с..ротой
Наклонилась над ним.
Ю. Коринец

  • Определите тему и основную мысль текста.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя.
Ответ:

Тема: Могила неизвестного солдата
Основная мысль: вечная память и благодарность солдату, чье имя неизвестно, но никогда не будет забыто.

Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.

Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.

Номер 281.

Прочитайте строки стихотворения из упр. 280 ещё раз. Когда люди приходят к Могиле Неизвестного Солдата? Что они вспоминают, что чувствуют, на что надеются, находясь в этом священном месте? Составьте текст на эту тему, придумайте к нему заголовок.

Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.

Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.

  • Запишите заголовок и составленный текст. Проверьте себя.
Ответ:

На могиле неизвестного солдата
    Спит солдат, отдавший всё, что имел, самое дорогое, чтобы спасти свою страну, свою Родину. Он не вернулся домой, затерялся на полях сражений, но не был забыт потомками.
    Спустя года и десятилетия, мы приходим на могилы Неизвестного солдата, чтобы отдать дань памяти всем тем, кого с нами уже нет. Гордость, которая нас переполняет, благодарность, радость, всё это царит там – на месте, где люди оплакивают тех, кто погиб, кто не вернулся домой, защищая страну, Родину, семью, всех людей.
    Помните тех, чьи имена стерлись из памяти, но чьи подвиги никогда не забудутся.

Конец страницы
Переход на другие страницыСодержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх