Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 133

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания?Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 133

Номер 288.

Вспомните, какие буквы в корне слов требуют проверки на письме. Приведите примеры таких слов. Что общего в подборе проверочных слов для правильного обозначения буквами безударных гласных звуков, парных по глухости-звонкости согласных звуков, непроизносимых согласных звуков в корне слова?

Ответ:

    Существуют разнообразные орфограммы в корне слова:
1. безударные гласные: прим..ря́ть — мир; сто..р..на́ — сто́роны, сторо́нка;
2. Непроизносимый согласный: лес..ница — словарное слово — лестница
3. парные по глухости/звонкости согласные: ду.. — дубы, ло.. — лбы;
    Общего в подборе проверочных слов для правильного написания орфограммы в корне слова является то, что необходимо сделать так, чтобы буква в слабой позиции стала буквой в сильной позиции:
1. т. е. в случае с безударной гласной нужно подобрать слово, чтобы в нем эта же буква была под ударением;
2. для проверки непроизносимой согласной нужно сделать так, чтобы после этой буквы в проверочном слове стояла гласная;
3. для проверки парных по глухости/звонкости согласных звуков нужно подобрать слово, чтобы после орфограммы стояла гласная.

Номер 289.

Прочитайте.

    1. На воде др..жит з..л..тая сеть солнечных зайчиков. (М. Пришвин) 2. В х..лодном оз..ре, в тени бр..дили сонные л..ни, и в глуб..не з..ркальных ок..н св..ркает п..л..сатый2 окунь. (В. Хлебников) 3. С..р..брится ячмень1 к..л..систый, з..л..неют привольно овсы. (И. Бунин) 4. Вот поднялись изд..л..ка гр..дою длинной обл..ка. (И. Никитин)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Выпишите любое из выделенных слов, а рядом запищите проверочные слова.
Ответ:

    1. На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (М. Пришвин) 2. В холодном озере, в тени бродили сонные лини, и в глубине зеркальных окон сверкает полосатый окунь. (В. Хлебников) 3. Серебрится ячмень колосистый, зеленеют привольно овсы. (И. Бунин) 4. Вот поднялись издалека грядою длинной облака. (И. Никитин)

Полосатый — по́лосы, поло́ска.

Разбор слова по составу:
Полосатый — прил.

Фонетический разбор:
Ячмень [й’ич’м’эн’] — 2 слога.
я — [й’] — согл., зв. непарн., мягк. непарн.
   — [и] — гласн., безуд.
ч — [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
м — [м’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
е — [э] — гласн., ударн.
н — [н’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
ь — [-] - не обозначает звука


6 б., 6 зв.

Номер 290.

Прочитайте.

    Старательно п..сать, увлекательный рассказ, см..треть фейерверк, ехать очень тихо, очень красивая к..ртина, к..смическое судно, л..теть на аэроплане, прийти теперь, бл..стеть на со..нце, зав..евать независимость, лимонный2 цвет.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и заменяя выделенные слова и сочетания слов синонимами. Ими должны стать слова из словаря.
  • Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.
Ответ:

Старательно писать (напи́сано) — аккуратно писать
увлекательный рассказ — интересный рассказ
смотреть (просмо́тр) фейерверк — смотреть салют
ехать очень тихо — ехать медленно
очень красивая карти́на (сл. сл.) — прекрасная картина
космическое (ко́смос) судно — космический корабль
лете́ть (полёт) на аэроплане — лететь на дирижабле
прийти теперь — прийти сейчас
блестеть (блеск) на солнце (сл. сл.) — сверкать на солнце
завоева́ть (во́йны) независимость — завоевать свободу
лимонный цвет — жёлтый цвет

Старательно писать (напи́сано) — аккуратно писать
увлекательный рассказ — интересный рассказ
смотреть (просмо́тр) фейерверк — смотреть салют
ехать очень тихо — ехать медленно
очень красивая карти́на (сл. сл.) — прекрасная картина
космическое (ко́смос) судно — космический корабль
лете́ть (полёт) на аэроплане — лететь на дирижабле
прийти теперь — прийти сейчас
блестеть (блеск) на солнце (сл. сл.) — сверкать на солнце
завоева́ть (во́йны) независимость — завоевать свободу
лимонный цвет — жёлтый цвет

Разбор слова по составу:
Лимонный — прил.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 133

Номер 288.

Прочитайте поэтические строки.

Боже мой! Вчера – ненастье,
А сегодня – что за день!
Солнце, птицы! Блеск и счастье!
Луг росист, цветёт сирень3...
А. Майков

  • Какое чувство выражено автором в этих строках? Каким вы представили день, о котором написал поэт?
  • Спишите. Проверьте себя. Над именами существительными в единственном числе укажите склонение.
Ответ:

Автор этих строк счастлив, потому что вчера весь день была плохая погода, а сегодня – удивительная погода: солнышко, птицы поют – красота и раздор, вся природа благоухает.


Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 288, страница 133

Разбор слова как части речи:
Сирень – сущ., что?, н. ф. – сирень, нариц., неодуш., ж. р., 3–го скл. в И. п., в ед. ч., гл. чл.

Номер 289.

Вспомните, какие части речи склоняются (изменяются по падежам). Сколько падежей есть в русском языке? Как определить падеж имени существительного? имени прилагательного? местоимения?

Ответ:

    Все части речи делятся на две группы: самостоятельные и служебные. К самостоятельным частям речи относятся: существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение.
    Склоняются, т. е. изменяются по падежам – имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения.
    Всего существуют 6 падежей:
    Именительный (кто? что?)
    Родительный (кого? чего?)
    Дательный (кому? чему?)
    Винительный (кого? что?)
    Творительный (кем? чем?)
    Предложный (о ком? о чем?)
    Определить падеж существительных и местоимений можно по вопросу и предлогу.
    Падеж прилагательного определяется по падежу существительного, ведь эта часть речи соотносится с существительным.

Номер 290.

Прочитайте. Составьте из слов предложения.

    1. Дует, над, ветер, рекой. 2. Плещут, берег, волны, в, шумные. 3. По, барашки-беляки, гуляют, седые, волнам. 4. Летают, волнами, орланы-белохвосты, над, огромные. 5. Умеют, зоркие, рыбу, ловить, орланы. 6. С, бросаются, камнем, огромной, на, высоты, волны, и, схватывают, добычу, цепко, они.
По И. Соколову-Микитову

Ответ:

1. Над рекой дует ветер.
2. Плещут в берег шумные волны.
3. Седые барашки-беляки гуляют по волнам.
4. Над волнами летают огромные орланы-белохвосты.
5. Зоркие орланы умеют ловить рыбу.
6. Они камнем бросаются с огромной высоты на волны и цепко схватывают добычу.

  • Запишите составленные предложения. Обсудите, составляют ли они текст. Подберите к тексту название.
  • В последнем предложении укажите падеж над склоняемыми частями речи.
Ответ:

1. Над рекой дует ветер.
2. Плещут в берег шумные волны.
3. Седые барашки-беляки гуляют по волнам.
4. Над волнами летают огромные орланы-белохвосты.
5. Зоркие орланы умеют ловить рыбу.
6. Они камнем бросаются с огромной высоты на волны и цепко схватывают добычу.

Считаю, что составленные предложения составляют текст, потому что объединены общей темой: вольные орланы–белохвосты.
А текст – группа предложений, которые объединены общей темой и грамматически.


Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 290, страница 133

Номер 291.

Вспомните, какие падежные окончания имен существительных и имен прилагательных надо проверять. Назовите способы их проверки.

Ответ:

Проверке необходимо подвергать безударные личные окончания существительных и прилагательных. Для того, чтобы их проверить нужно:
Имена существительные: определить склонение слова, подобрать слово того же склонения с ударным окончанием и поставить его в тот же падеж.
Имена прилагательные: определить падеж и посмотреть в таблице падежных окончаний, задать вопрос, потому что окончание вопроса часто совпадает с окончание прилагательного.

Конец страницы
Переход на другие страницыСодержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх