Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 136

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания?Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 136

Номер 297.

Прочитайте.

У воды,
Меж высокой3 лебеды
Чинно выстроились в ряд
Восемь жёлтеньких утят.
Их3 давненько2 утка-мать
Собирается купать.

М. Моравская

  • Спишите. Укажите над словами части речи.
  • Подготовьтесь объяснить, по каким признакам вы определили части речи.
Ответ:
Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 297

Мы определяем часть речи по вопросу, тому, что обозначает слово.
Предлоги не имеют собственного значения, т. к. являются служебной часть. Речи, но служат для связи слов в предложении: у, меж, в.
Существительные — слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что? это самостоятельная часть речи. Сюда относятся слова: воды, лебеды, ряд, утят, утка-мать.
Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Значит: выстроились, собирается, купать.
Числительные — самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов и порядок их при счете, отвечает на вопросы который? Сколько? Значит, восемь.
Имена прилагательные — самостоятельные части речи, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? который? Значит, высокой, жёлтеньких.
Наречия — части речи, которые обозначают признак действия, отвечают на вопросы где? куда? откуда? как? Значит, чинно, давненько.
Местоимения — части речи, указывающие на предметы, признака, количество, но не называют их.

Морфологический разбор

Высокой (лебеды?) - прил., какой?, н.ф. - высокий, ж.р., в Р.п., в ед.ч., вт.чл. (определение)

Морфологический разбор

Их – мест., н.ф. – они, 3-го л., мн.ч., Р.п., вт.чл предл.

Разбор слова по составу

Давненько - нареч.

Номер 298.

Прочитайте. Определите тему и главную мысль текста.

Случай с кошельком

    По улице бежали брат и сестра.4 Впереди шла старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Костя увидел это. Мальчикнагнулся, схватил кошелёк, а потом побежал и отдал его старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла свой кошелёк.
    Костя вернулся к сестре3 и пожаловался на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему спасибо.
    Сестра строго посмотрела на брата. Она сказала Косте, что быть честным2 — это обязанность каждого человека, а не заслуга.
    Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил на всю жизнь1.

Е. Пермяк

Ответ:

Тема текста: что значит — быть честным.
Основная мысль: быть честным — обязанность каждого человека, а не заслуга.

  • Что запомнил Костя на всю жизнь? Что отражено в заголовке: тема или главная мысль?
  • Составьте план текста. Выпишите из текста трудные слова. Обратите внимание на знаки препинания в предложениях.
  • Запишите текст, как вы его запомнили. Проверьте себя.
Ответ:

Костя запомнил на всю жизнь, что значит быть честным, как это, ведь сестра ему объяснила, что быть честным — это обязанность каждого человека, а не заслуга.
В заголовке отражена тема, а главная мысль — в третьем абзаце.

План текста:
1. «Потерянный кошелек старушки»
2. «Обиженный мальчик»
3. «Что значит — быть честным»
4. «Запомнил на всю жизнь»

Разбор слова по составу:
Честным — прил.

Разбор слова как части речи:
К сестре — сущ., обозначает действующее лицо, отвечает на вопрос «к кому?». Н. ф. — сестра. Нариц., одуш., ж. р., 1 скл., ед. ч., Д. п. В предложении является второстепенным членом.

Сказала — глаг., обозначает действие, отвечает на вопрос «что сделала?». Н. ф. — сказать. I спр., в прош. вр., в 3-м л., ж. р., ед. ч. В предложении является сказуемым.

Фонетический разбор:
Жизнь [жызн’] — 1 слог.
ж — [ж] — согл., зв. парн., тв. непарн.
и — [ы] — гласн., ударн.
з — [з] — согл., зв. парн., тв. парн.
н — [н’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
ь — [-] — не обозначает звука


5 б., 4 зв.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 297
Синтаксический разбор:

По улице бежали брат и сестра.4.

1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О брате и сестре). В предложении слова брат и сестра отвечают на вопрос "кто?" Значит, это однородные подлежащие. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем (бежали). Слово бежали отвечает на вопрос - что делали? брат и сестра (что делали?) бежали. Значит, слово запели - это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод подлежащее брат и сестра и сказуемое бежали - это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: бежали (по чему?) по улице - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 1 словосочетание: бежали по улице.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 297
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 136. 2023 год

Номер 301.

Прочитайте текст. Определите тему текста.

    Кто так звонко щ..беч..т во дворе? Это в..рнулись с юга быстрокрылые ласт..чки и на́ч..ли гнёзда строить. А стро..т они их совсем не так, как другие птицы. Ласточки не в..ют гнездо из прут..ев и веток. Они леп..т его из к..мочк..в глины.
По Г. Скребицкому

Ответ:

Тема текста: быстрокрылые ласточки вьют гнёзда.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя. Подчеркните глагол в неопределенной форме. Укажите время над другими глаголами.
  • Выпишите выделенные глаголы, поставив их в неопределенную форму. От какого из этих глаголов можно образовать все три формы времени глагола, а от какого только две формы времени глагола? Поясните свой ответ.
Ответ:
Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 301

Начали – начать (что сделать?) можно образовать только 2 формы времени: прошедшее – начал и будущее – начнет.
Лепят – лепить (что делать?) можно образовать 3 формы времени: проведшее – лепил, настоящее – лепит, будущее – будет лепить.

Номер 302.

Вспомните, какие глаголы изменяются по лицам и числам. Как по-другому называется изменение глаголов по лицам и числам? По какому признаку определяется спряжение глаголов?

Ответ:

    По лицам и числам изменяются глаголы настоящего и будущего времени. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
    Определяется спряжение по ударному личному окончанию глагола. Чтобы узнать спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно образовать неопределенную форму, а по таблице окончаний узнать спряжение.

Номер 303.

Прочитайте строки из стихотворения И. Северянина.

В полях созрел ячмень,    См..ётся мне июль,
Он раду..т м..ня!                  Кива..т мне поля́.
Бр..жу я целый день          И обл..ко – как тюль1,
По волн..м ячм..ня.             И со..нце жжёт, паля́.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя. Выпишите глаголы, которые изменяются по лицам и числам. Укажите их спряжение, лицо и число.

Образец. Жжёт (I спр., 3-е л., ед. ч.).

Ответ:

В полях созрел ячмень,
Он радует меня!
Брожу я целый день
По волнам ячменя.

Смеётся мне июль,
Кивают мне поля.
И облако – как тюль,
И солнце жжёт, паля.

Радует (I спр., 3-е л., ед. ч.)
Брожу (II спр., 1-е л., ед. ч.)
Смеётся (I спр., 3-е л., ед. ч.)
Кивают (I спр., 3-е л., мн. ч.)
Жжёт (I спр., 3-е л. ед. ч.)

Звуко-буквенный разбор:
Тюль [т’ул’] – 1 слог
т – [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
ю – [у] – гласн., ударн.
л – [л’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
ь – не обозначает звука


4 б., 3 зв.

Номер 304.

Вспомните, какие окончания имеют глаголы I и II спряжения. Какие окончания при написании глаголов требуют проверки на письме? Как проверить написание безударных личных окончаний глаголов по неопределённой форме?

Ответ:

    Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».
    Глаголы неопределенной формы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?», глаголы неопределенной формы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?».
    Глаголы также имеют спряжение: I и II. Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам. Глаголы I спряжения имеют окончания: -у, -ём, -ёшь, -ёте, -ёт, -ут. Глаголы II спряжения имеют окончания: -ю, -им, -ишь, -ите, -ит, -ят.
    Проверки на письме требуют безударные личные окончания глаголов.

    Ко II спряжению относятся:
    1. глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить, то есть, имеют суффикс -и-.
    2. глаголы-исключения: (гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть).

    К I спряжению относятся:
    1. глаголы, которые оканчиваются на -ать, -еть, -оть, -уть.
    2. глаголы-исключения: брить и стелить.

    Безударное личное окончание глагола – орфограмма, поэтому необходимо знать и помнить алгоритм, как правильно написать такое окончание.
    1. Образовать неопределенную форму глагола.
    2. Посмотреть, на что оканчивается неопределенная форма.
    Если на -ИТЬ, то II спряжение + 11 глаголов исключений.
    Если на -АТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -ОТЬ, -ЫТЬ, то I спряжение + 2 глагола исключения.

Конец страницы
Переход на другие страницыСодержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх