Номер 299.
Прочитайте. Скажите, из слов каких частей речи образовано каждое словосочетание.
Синий шар, весело играть, пришёл из школы.
Ответ:Прил. + сущ.: добрый мальчик, тёплый шарф, честный поступок.
Нареч. + глаг.: быстро дошёл, честно сказал, медленно двигался.
Глаг. + сущ.: надела кофту, выпил кофе, приобрёл машину.
Номер 300.
Прочитайте начало «Сказки про Сазанчика». Какова главная мысль этой сказки?
Ж..л Сазанчик в пр..ветлив... речк..,
Ж..л он в самом уютн... местечк..,
Где к..чалась прохладн... мгла
И трава з..лот... росла.
Утром солнце всх..дил.. з..лён... —
Солнце добр..., не раскаленн...,
Зайчик солнечн... плыл по волне,
Было тихо в лесной глуб..не.
И. Токмакова
Ответ:Главная мысль: счастье приходит к тем, кто помогает другим людям.
Жил Сазанчик в приветливой речке,
Жил он в самом уютном местечке,
Где качалась прохладная мгла
И трава золотая росла.
Утром солнце всходило зелёное —
Солнце доброе, не раскаленное,
Зайчик солнечный плыл по волне,
Было тихо в лесной глубине.
Номер 301.
Вспомните, по каким признакам можно определить склонение имени существительного. Какие имена существительные относятся к 1-му склонению? ко 2-му склонению? к 3-му склонению? Приведите примеры.
Ответ: Склонение имен существительных можно определить по роду и окончанию:
Первое склонение: относятся имена существительные женского рода и мужского рода с окончаниями –а, -я в именительном падеже. Например, семья, песня.
Второе склонение: относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е. Например, весло, молоко.
Третье склонение: относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончание). Например, любовь, морковь, кровь.
Номер 302.
Прочитайте. Распределите имена существительные в три группы в зависимости от их склонения.
В..л..сипед, х..зяйство, т..традь, м..рковь, б..лет, б..гатство, б..седа, об..з..яна, пом..щь, г..зета, се..лка, г..р..зонт, лаг..рь, к..л..ндарь, пр..дс..датель, смел..сть, к..рабль, к..стрюля, площ..дь, д..рект..р, М..сква.
Первое склонение: беседа, обезьяна, газета, сеялка, кастрюля, Москва.
Второе склонение: велосипед, хозяйство, билет, богатство, горизонт, лагерь, календарь, председатель, корабль, директор.
Третье склонение: тетрадь, морковь, помощь, смелость, площадь.
Фонетический разбор:
Морковь [маркоф’] — 2 слога.
м — [м] — согл., зв. непарн., тв. парн.
о — [а] — гласн., безуд.
р — [р] — согл., зв. непарн., тв. парн.
к — [к] — согл., глух. парн., тв. парн.
о — [о] — гласн., ударн.
в — [ф’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
ь — не обозначает звука
Номер 305.
Прочитайте. Определите тему текста.
Пингвины идут с пляжа молча.4 Они держ..т3 в клювах камушки. Если урон..т пингвин камуш..к на землю, то об..зательно останов..тся и подним..т его. Быва..т и так: другому пингвину покаж..тся этот камуш..к лучш.. . Он свой выбрасыва..т и хвата..т3 чужой. Пингвинам камушки нужны не играть, а чтобы гнёзда строить.
По Г. Снегирёву
Тема текста: камушки для пингвинов.
Разбор слова как части речи:
Держат – гл., что делают?, н. ф. – держать, II спряжение (искл.), в наст. вр., в 3–м л., в мн. ч., сказ.
Хватает – гл., что делает?, н. ф. – хватать, I спряжение, в наст. вр., в 3–м л., в ед. ч., сказ.
Разбор предложения:
Разбор предложения:
Пингвины идут с пляжа молча4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? о пингвинах. В предложении слово пингвины отвечает на вопрос кто? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? идут Слово идут отвечает на вопрос что делают? Значит, слово идут – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее пингвины и сказуемое идут – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: идут (откуда?) с пляжа - обстоятельство, подчёркиваю пунктирной линией с точкой. Идут (как?) обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: идут с пляжа, идут молча.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 306.
Рассмотрите схемы на первом форзаце учебника. Составьте сообщение о том, какую информацию о каждой части речи они содержат.
Ответ:Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол.
Номер 307.
Вспомните: одинаковое ли в русском языке количество гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки? согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки? Произнесите гласные звуки. Произнесите согласные звуки, парные по твёрдости-мягкости, парные по глухости-звонкости.
Ответ:В русском языке количество гласных букв: 10 – а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я; а звуков – 6 : а, о, у, ы, э, и.
Согласных букв: 21 – б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ; а звуков – 36.
Парные согласные по звонкости – глухости:
[б] – [п]
[в] – [ф]
[г] – [к]
[д] – [т]
[ж] – [ш]
[з] – [с]
Парные согласные по твердости – мягкости:
[б] – [б’]
[в] – [в’]
[г] – [г’]
[д] – [д’]
[ж] – [ж’]
[з] – [з’]
[к] – [к’]
[л] – [л’]
[м] – [м’]
[н] – [н’]
[п] – [п’]
[р] – [р’]
[с] – [с’]
[т] – [т’]
[ф] – [ф’]
[х] – [х’]
Мягкость согласных обозначается на письме мягким знаком и гласными е, ё, и, ю, я. Например, конь – [кон’], лес – [л’эс].
Только в сильной позиции гласные звуки звучат так, как пишутся, а в слабой – звучание с написанием расходится. Например, полете́ть – полёт.
Слабой позицией согласных является позиция: в конце слова, например, зуб – зубы; перед глухими согласными.
1. Произнесём слово.
2. Определим, сколько в слове слогов. Произнесём ударный слог.
3. Произнесём каждый звук в слове по порядку и дадим ему характеристику.
4. Назовём, какой буквой обозначается каждый звук.
5. Сделаем вывод о количестве звуков и букв в слове.
Ельник [й’э́л’н’ик] – 2 слога
е – [й’] – согл., зв. непарн., мягк. непарн.
– [э́] – гласн., ударн.
л – [л’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
ь – не обозначает звука
н – [н’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
и – [и] – гласн., безударн.
к – [к] – согл., глух. парн., тв. парн.
Номер 308.
Прочитайте. Спишите. Обозначьте в словах ударение.
Баловать, поняла, столяр, каталог, договор, премировать, положить, торты, туфля, позвонить.
Балова́ть, поняла́, столя́р, катало́г, догово́р, премирова́ть, положи́ть, то́рты, ту́фля, позвони́ть.
Напишите свой комментарий внизу страницы.