Номер 303.
Прочитайте.
Боже мой! Вчера — ненастье,
А сегодня — что за день!
Солнце, птицы! Блеск и счастье!
Луг росист, цветёт сирень...
А. Майков
Автор этих строк счастлив, восхищении, потому что вчера весь день была плохая погода, а сегодня — удивительная погода: солнышко, птицы поют — красота и раздор, вся природа благоухает.
Разбор слова как части речи:
Сирень — сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?». Н. ф. — сирень. Нариц., неодуш., ж. р., 3 скл., ед. ч., И. п. В предложении является подлежащим.
Номер 304.
Вспомните, какие части речи склоняются (изменяются по падежам). Сколько падежей есть в русском языке? Как определить падеж имени существительного? имени прилагательного? местоимения?
Ответ: Все части речи делятся на две группы: самостоятельные и служебные. К самостоятельным частям речи относятся: существительного, прилагательное, глагол, числительное, местоимение.
Склоняются, т. е. изменяются по падежам — имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения.
Всего существуют 6 падежей:
Именительный (кто? что?)
Родительный (кого? чего?)
Дательный (кому? чему?)
Винительный (кого? что?)
Творительный (кем? чем?)
Предложный (о ком? о чем?)
Определить падеж существительных и местоимений можно по вопросу и предлогу.
Падеж прилагательного определяется по падежу существительного, ведь эта часть речи соотносится с существительным.
Номер 305.
Прочитайте. Составьте из слов предложения.
1. Дует, над, ветер, рекой. 2. Плещут, берег, волны, в, шумные. 3. По, барашки-беляки, гуляют, седые, волнам. 4. Летают, волнами, орланы-белохвосты, над, огромные. 5. Умеют, зоркие, рыбу, ловить, орланы. 6. С, бросаются, камнем, огромной, на, высоты, волны, и, схватывают, добычу, цепко, они.
И. Соколов-Микитов
Ответ:1. Над рекой дует ветер.
2. Плещут в берег шумные волны.
3. Седые барашки-беляки гуляют по волнам.
4. Над волнами летают огромные орланы-белохвосты.
5. Зоркие орланы умеют ловить рыбу.
6. Они камнем бросаются с огромной высоты на волны и цепко схватывают добычу.
Считаю, что составленные предложения составляют текст, потому что объединены общей темой: вольные орланы-белохвосты.
А текст — группа предложений, которые объединены общей темой и грамматически.
Номер 306.
Вспомните, какие падежные окончания имен существительных и имен прилагательных надо проверять. Как их надо проверять?
Ответ: Проверке необходимо подвергать безударные личные окончания существительных и прилагательных. Для того, чтобы их проверить нужно:
Имена существительные: определить склонение слова, подобрать слово того же склонения с ударным окончанием и поставить его в тот же падеж.
Имена прилагательные: определить падеж и посмотреть в таблице падежных окончаний, задать вопрос, потому что окончание вопроса часто совпадает с окончание прилагательного.
Номер 309.
Прочитайте.
Разговор с пчелой
Меня3 ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ:
«А ты как мог
Сорвать1 любимый1 мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я1 берегла его на уж-жин!»
М. Бородицкая
Звук [жж] передает жужжание пчелы. Поэтому выделенные слова так написаны, будто их не автор говорит, а жужжит пчела.
Они пишутся: ужасно, нужен, ужин, т. е. звучание не совпадает с написанием, потому что звук [ж] долгий.
Разговор с пчелой
Меня ужалила пчела. (точка ставится на конце повествовательного невосклицательного предложения)Я закричал: «Как ты могла?!» (двоеточие ставится после слов автора перед прямой речью; прямая речь берётся в кавычки; на конце вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации предложения ставятся вопросительный и восклицательный знаки)
Пчела в ответ:
«А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок? (двоеточие ставится после слов автора перед прямой речью; прямая речь берётся в кавычки; на конце вопросительного по цели высказывания предложения ставятся вопросительный знак)
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!» (на конце восклицательного по интонации предложения ставятся восклицательный знак)
Разбор слова как части речи:
Меня – личное мест., н. ф. – я, 1-го л., в ед. ч., в Р. п., вт. чл.
Звуко-буквенный разбор:
Сорвать [сарва́т’] – 2 слога
с – [с] – согл., глух. парн., тв. парн.
о – [а] – гласн., безуд.
р – [р] – согл., зв. непарн., тв. парн.
в – [в] – согл., зв. парн., тв. парн.
а – [а́] – гласн., ударн.
т – [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
ь – не обозначает звука
Номер 310.
Прочитайте. Рассмотрите рисунки
Весёлая собачка Вьюшка всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.
Однажды достались Вьюшке от обеда две косточки. <…> Она вышла на траву–мураву и занялась одной косточкой, другую положила рядом с собой.
Откуда ни возьмись сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки. Вьюшка1 повернула голову к одной, а другая сорока быстро унесла косточку. <…>
Очень быстро птицы оклевали украденную косточку. Теперь они собрались отнять и вторую косточку. Шесть умных сорок большим полукругом повели правильное наступление. <…> Вдруг седьмая сорока Выс–
Продолжение номера 310 на следующей странице
Напишите свой комментарий внизу страницы.