Номер 310.
Прочитайте.
Мурзик лежал в лодке и долго грыз резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, который выпускал из резиновой3 лодки2 воздух. Жевать пробку ему понравилось. Через час Мурзик её разгрыз, и тогда случилось невероятное и страшное.
Густая струя воздуха с рёвом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы. А лодка еще долго свистела, рычала, и бока её тряслись и худели на глазах.
Куры раскудахтались по всем деревенским дворам, а черный кот промчался тяжелым галопом через сад и прыгнул на березу. Оттуда он долго смотрел, как булькала странная лодка, выплевывая толчками последний воздух.
К. Паустовский
Тема текста: кот в резиновой лодке
Главная мысль: неожиданные последствия обычного действия
Интересна сама история, как настойчивый кот стал грызть клапан, и добился того, чего не ожидал — порвал лодку.
1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
Клапан — механизм, предназначенный для открытия, закрытия, регулирования потока чего-либо.
Галоп — контролируемая трёх ударная походка.
2. Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
Тема текста: кот в резиновой лодке
Автор начинает рассказ с описания непринужденного занятия кота — грыз пробку, только и всего. Но самое обычное дели привело к тому, что пробка с треском вылетела, а лодка начала выпускать воздух.
Напуганный кот смотрел на эту картину: воздух струёй бьет из лодки, жуткий свист и грохот, а потом полетел в кусты, только бы спрятаться от этого ужаса.
3. Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
Основная мысль состоит в том, что самые обычные дела могут привести к непредсказуемым последствиям, ведь кот просто жевал пробку, а получилась целая водная трагедия.
4. Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
В тексте 3 части, которые соответствуют абзацам:
1 часть: «Самое обычное утро»
2 часть: «Непредвиденные последствия»
3 часть: «Спасайся, кто может!»
5. Еще раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
Лежал — лёжа
Лодке — лодочка
Грыз — грызу
Пробку — пробочка
Полетел — полёт
Заросли — рост
Свистела — свист
Рычала — правописание ча/ща
Бока — бок
Тряслись — тряска
Деревенским — дерево, деревья
Дворам — двор
Тяжёлым — тяжесть
Сад — сады
Смотрел — смотрит
Толчками — правописание чк/чн
6. Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запомните их написание.
7. Еще раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Напишите изложение.
Разбор слова как части речи:
Резиновой — прил., обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?». Н. ф. — резиновый. Употреблено с сущ. ж. р., ед. ч., Р. п. В предложении является второстепенным членом.
Лодки — сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос «из чего?». Н. ф. — лодка. Нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., ед. ч., Р. п. В предложении является второстепенным членом.
Номер 311.
Вспомните, как называется неизменяемая часть речи. Что она обозначает? С какой частью речи она связана по смыслу? Назовите слова этой части речи. Запишите 2-3 таких слова.
Ответ: Неизменяемая часть речи называется наречием. Наречие обозначает признак действия, если связано с глаголом, и признак признака, если связан с прилагательным.
Например: быстро пробежал; жутко красивый; невероятно умный.
Как подготовиться к изложению
1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
2. Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
3. Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
4. Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
5. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
6. Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание.
7. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Закройте книгу и напишите изложение.
После записи изложения не забудьте проверить свою работу.
Напишите свой комментарий внизу страницы.