Номер 324.
Прочитайте.
Разговор с пчелой
Меня3 ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ:
«А ты как мог
Сорвать1 любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я1 берегла его на уж-жин!»
М. Бородицкая
Звук [жж] передает жужжание пчелы. Поэтому выделенные слова так написаны, будто их не автор говорит, а жужжит пчела.
Они пишутся: ужасно, нужен, ужин, т. е. звучание не совпадает с написанием, потому что звук [ж] долгий.
«А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!»
Разбор слова как части речи:
Меня — личное местоим., н. ф. — я, 1 л., ед. ч., Р. п. В предложении является второстепенным членом.
Фонетический разбор:
Сорвать [сарват’] — 2 слога.
с — [с] — согл., глух. парн., тв. парн.
о — [а] — гласн., безуд.
р — [р] — согл., зв. непарн., тв. парн.
в — [в] — согл., зв. парн., тв. парн.
а — [а] — гласн., ударн.
т — [т’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
ь — [-] —не обозначает звука
Я [й’а] — 1 слог.
я — [й’] — согл., зв. непарн., мягкий непарн.
— [а] — гласн., ударн.
Номер 325.
Прочитайте. Рассмотрите рисунки
Весёлая собачка Вьюшка всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.
Однажды достались Вьюшке от обеда две косточки. Она вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую положила рядом с собой.
Откуда ни возьмись сороки: скок, скок! — и к самому носу собаки. Вьюшка1 повернула голову к одной, а другая сорока быстро унесла косточку.
Очень быстро птицы оклевали украденную косточку. Теперь они собрались отнять и вторую косточку. Шесть умных сорок большим полукругом повели правильное наступление. Вдруг седьмая сорока Выскочка на свой страх и риск подскакала к самой Вьюшке. Сорока надеялась, что Вьюшка, глупая, бросится на неё, выбросит кость, она же изловчится и кость унесёт.
Вьюшка поняла замысел Выскочки. Она освободила косточку и на мгновение посмотрела в сторону, где наступали шесть сорок. Выскочка схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями. Тут Вьюшка схватила её за хвост, и кость выпала.
Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти её длинным острым кинжалом.
М. Пришвин
Тема текста: похищение костей у Вьюшки
Главная мысль: нужно делать вывод из любой ситуации, чтобы не попасться на крючок дважды
Заголовок: «Похищение костей», «Извлекай урок», «Вьюшка и сороки»
Первый рисунок — Вьюшка грызет обе свои косточки
Второй рисунок — похищение первой косточки
Третий рисунок — неудачное похищение второй косточки
План текста:
1 часть: «Весёлая собачка Вьюшка»
2 часть: «Две обеденные косточки»
3 часть: «Похищение первой кости»
4 часть: «Неудачное похищение второй косточки»
5 часть: «Вьюшка разоблачает план»
6 часть: «Заслуженное наказание Выскочки»
Разбор слова как части речи:
Её — местоим., н. ф. — она, 3 л., ед. ч., ж. р., Р. п. В предложении является второстепенным членом.
Фонетический разбор:
Вьюшка [в’й’ушка] — 2 слога.
в — [в’] — согл., зв. парн., мягк. парн.
ь — [-] —не обозначает звука
ю — [й’] — согл., зв. непарн., мягк. непарн.
— [у] — гласн., ударн.
ш — [ш] — согл., глух. парн., тв. непарн.
к — [к] — согл., глух. парн., тв. парн.
а — [а] — гласн., безуд.
Вьюшка поняла замысел Выскочки.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О Вьюшке). В предложении слово Вьюшка отвечает на вопрос "кто?" Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем (поняла). Слово поняла отвечает на вопрос - что сделала? Вьюшка (что сделала?) поняла. Значит, слово поняла - это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод подлежащее Вьюшка и сказуемое поняла - это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенные члены предложения, который поясняет сказуемое: поняла (что?) замысел - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения: замысел (кого?) Выскочки - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: поняла замысел, замысел Выскочки.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Напишите свой комментарий внизу страницы.