Номер 68.
Прочитайте. Запишите предложения, ставя данные в скобках словосочетания в нужном падеже.
1. Над (широкая степь) хищный коршун вьется.
2. Мальчик в (беленькая рубашка) по селу идёт.
3. По (трава высокая) кони на просторе бродят.
4. В окнах (сельская церковь) огоньки мигают.
5. Отец его занят (работа домашняя).
1. Над широкой степью хищный коршун вьется.
2. Мальчик в беленькой рубашке по селу идёт.
3. По траве высокой кони на просторе бродят.
4. В окнах сельской церкви огоньки мигают.
5. Отец его занят работой домашней.
1. Над широкой (Т. п.) степью хищный (И.п.) коршун вьётся.
2. Мальчик в беленькой (П. п.) рубашке по селу идёт.
3. По траве высокой (Д. п.) кони на просторе бродят.
4. В окнах сельской (Р. п.) церкви огоньки мигают.
5. Отец его занят работой домашней (Т. п.).
Синтаксический разбор
Над широкой степью хищный коршун вьётся.4.
Над широкой степью хищный коршун вьётся.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О коршуне) В предложении слово коршун отвечает на вопрос (кто?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (вьётся) Слово вьётся отвечает на вопрос что делает? Значит, слово вьётся – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее коршун и сказуемое вьётся – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Задаю от подлежащего вопрос. Коршун (какой?) хищный - определение - подчёркиваю волнистой линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: вьётся (над чем?) над степью - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией. Нахожу второстепенный член предложения, поясняющий другой второстепенный член предложения: над степью (какой?) широкой - определение - подчёркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 3 словосочетания: хищный коршун, вьётся над степью, над широкой степью.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 69.
Рассмотрите схемы.
На вопрос «какой?» отвечают прилагательные мужского рода в Именительном и Винительном падежах, имеют окончания -ой, -ый, -ий.
Например:
И. п.: душистый горошек, высокий дом, умный пёс.
В. п.: морской берег, старый замок, крепкий замок.
Прилагательные женского рода отвечают на вопрос «какой?» и имеют окончания -ой, -ей в Родительном, Дательном, Творительном и Предложном падежах.
Например:
Р. п.: красивой собаки
Д. п.: честной девочке
Т. п.: тёплой подушкой
П. п.: о верной подруге
Номер 70.
Прочитайте.
Почтов... вагон, над гигантск... сосной, горяч... бой, о жёлт... пустыне, по узк... дорог..., беспокойн... характер, на мозолист... ладони, майск... грозой.
Почтовый вагон — вагон, в котором в старину перевозили почту.
Беспокойный характер — непоседливое, шаловливое, неугомонное поведение.
Почтовый (И. п.) вагон, над гигантской (Т. п.) сосной, горячий (И. п.) бой, о жёлтой (П. п.) пустыне, по узкой (Д. п.) дороге, беспокойный (И. п.) характер, на мозолистой (П. п.) ладони, майской (Т. п.) грозой.
Словосочетания можно объединить в группы:
1) словосочетания с прилагательными мужского рода:
Почтовый вагон, горячий бой, беспокойный характер.
2) словосочетания с прилагательными женского рода:
Над гигантской сосной, о жёлтой пустыне, по узкой дороге, на мозолистой ладони, майской грозой.
Номер 67.
Прочитайте. Запишите предложения, ставя данные в скобках словосочетания в нужном падеже.
1. Над (широкая степь) хищный коршун вьется.4
2. Мальчик в (беленькая рубашка) по селу идет.
3. По (трава высокая) кони на просторе бродят.
4. В окнах (сельская церковь) огоньки мигают.
5. Отец его занят (работа домашняя).
И. Суриков
1. Над широкой степью хищный коршун вьется.
2. Мальчик в беленькой рубашке по селу идет.
3. По траве высокой кони на просторе бродят.
4. В окнах сельской церкви огоньки мигают.
5. Отец его занят работой домашней.
1. Над широкой (Т. п.) степью хищный (И.п.) коршун вьется.
2. Мальчик в беленькой (П. п.) рубашке по селу идет.
3. По траве высокой (Д. п.) кони на просторе бродят.
4. В окнах сельской (Р. п.) церкви огоньки мигают.
5. Отец его занят работой домашней (Т. п.).
Синтаксический разбор
Над широкой степью хищный коршун вьётся.4.
Над широкой степью хищный коршун вьётся.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О коршуне) В предложении слово коршун отвечает на вопрос (кто?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (вьётся) Слово вьётся отвечает на вопрос что делает? Значит, слово вьётся – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее коршун и сказуемое вьётся – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Задаю от подлежащего вопрос. Коршун (какой?) хищный - определение - подчёркиваю волнистой линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: вьётся (над чем?) над степью - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией. Нахожу второстепенный член предложения, поясняющий другой второстепенный член предложения: над степью (какой?) широкой - определение - подчёркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 3 словосочетания: хищный коршун, вьётся над степью, над широкой степью.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Нужно определить падеж существительного из словосочетания по вопросу:
вьётся над чем? над степью – Т. п., такой же падеж будет у прилагательного широкой;
идёт в чём? в рубашке – П. п., такой же падеж будет у прилагательного беленькой;
бродят по чему? где? по траве – Д. п., такой же падеж будет у прилагательного высокой;
в окнах чего? церкви – Р. п., такой же падеж будет у прилагательного сельской;
занят чем? работой – Т. п., такой же падеж будет у прилагательного домашней.
Номер 68.
Рассмотрите схемы.
На вопрос «какой?» отвечают прилагательные мужского рода в Именительном и Винительном падежах, имеют окончания -ой, -ый, -ий.
Например:
И. п.: душистый горошек, высокий дом, умный пёс.
В. п.: морской берег, старый замок, крепкий замок.
Прилагательные женского рода отвечают на вопрос «какой?» и имеют окончания -ой, -ей в Родительном, Дательном, Творительном и Предложном падежах.
Например:
Р. п.: красивой собаки
Д. п.: честной девочке
Т. п.: тёплой подушкой
П. п.: о верной подруге
Номер 69.
Прочитайте.
Почтов... вагон, над гигантск... сосной, горяч... бой, о жёлт... пустыне, по узк... дорог..., беспокойн... характер, на детск... ладони, майск... грозой.
(какой?) Почтовый (И. п.) вагон — вагон, в котором в старину перевозили почту.
(какой?) Беспокойный (И. п.) характер — непоседливое, шаловливое, неугомонное поведение.
Почтовый (И. п.) вагон, над гигантской (Т. п.) сосной, горячий (И. п.) бой, о жёлтой (П. п.) пустыне, по узкой (Д. п.) дороге, беспокойный (И. п.) характер, на детской (П. п.) ладони, майской (Т. п.) грозой.
Словосочетания можно объединить в группы:
1) словосочетания с прилагательными мужского рода:
Почтовый вагон, горячий бой, беспокойный характер.
2) словосочетания с прилагательными женского рода:
Над гигантской сосной, о жёлтой пустыне, по узкой дороге, на детской ладони, майской грозой.
Напишите свой комментарий внизу страницы.