Номер 74.
Прочитайте.
Берёзы желт(-ой, -ою) резьбой
Блестят в лазури голубой.
И. Бунин
Что, дремучий лес, призадумался,
Грустью тёмн(-ой, -ою) затуманился?
А. Кольцов
Мы употребим окончание -ою, потому что это поэтическая, а не деловая речь. При таком варианте окончания стихотворные строки обладают совершенно другой мелодикой, нежели в разговорной речи(более ритмично и поэтично).
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Что, дремучий лес, призадумался,
Грустью тёмною затуманился?
Номер 75.
Прочитайте. Объясните значение выделенных слов.
1. Был прекрасн... июльск... день. 2. С ранн... утра небо ясно. 3. Утренн... заря не пылает пожаром: она разливается кротк... румянцем. 4. Солнце, светл...и приветно лучезарн..., мирно всплывает под узк... и длинн... тучкой. 5. Весело и величаво, словно взлетая, поднимается могуч... светило. 6. В сухом и чист... воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой4.
И. Тургенев
Ответ:Приветно — ласково.
Весело — радостно.
Величаво — грандиозно.
Светило — солнце.
Светлое
Устный разбор: светлое — имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какое? Начальная форма — светлый. Согласуется с именем существительным среднего рода, именительного падежа, единственного числа. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет подлежащее:
Солнце(какое?) светлое
Письменный разбор: Светлое(солнце) — прил., какое?, н. ф. — светлый, ср. р., в И. п., в ед. ч., вт. чл.
Фонетический разбор:
Заря [зар’а] — 2 слога.
з — [з] — согл., зв. парн., тв. парн.
а — [а] — гласн., безуд.
р — [р’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
я — [а] — гласн., ударн.
Синтаксический разбор
В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой.4.
В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. В предложении его нет.
3. Нахожу сказуемое. Слово пахнет отвечает на вопрос (что делает?). Значит, это сказуемое. Подчёркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: сказуемое пахнет – это главный член предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Пахнет (чем?) полынью, рожью, гречихой - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией; пахнет (где?) в воздухе - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой; Нахожу второстепенные члены предложения, поясняющие другие второстепенные члены: в воздухе (каком?) сухом и чистом - определение - подчёркиваю волнистой линией; рожью (какой?) сжатой - определение - подчёркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 6 словосочетаний: пахнет полынью, пахнет рожью, пахнет гречихой, сжатой рожью, в сухом воздухе, в чистом воздухе.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Разбор имени прилагательного
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
3. Род (в ед. ч.), падеж, число.
4. Роль в предложении.
Устный разбор
Расцвела душистая черёмуха.
1. Душистая —имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? 2. Начальная форма — душистый. 3. Согласуется с именем существительным в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: черёмуха (какая?) душистая.
Образец записи
Душистая (черёмуха) — прил., какая?, н. ф. — душистый, ж. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.
Форма творительного падежа женского рода может быть образована при помощи вариантных окончания -ой/-ей -ою/-ею:
Голубой и голубою, синей и синею.
В книжной и поэтической речи используются оба варианта окончаний. В научной и деловой речи использование окончания -ою/-ею не принято.
Номер 73.
Прочитайте.
Берёзы желт(-ой, -ою) резьбой
Блестят в лазури голубой.
И. Бунин
Что, дремучий лес, призадумался,
Грустью тёмн(-ой, -ою) затуманился?
А. Кольцов
Мы употребим окончание -ою, потому что это поэтическая, а не деловая речь. При таком варианте окончания стихотворные строки обладают совершенно другой мелодикой, нежели в разговорной речи(более ритмично и поэтично).
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Что, дремучий лес, призадумался,
Грустью тёмною затуманился?
Номер 74.
Прочитайте. Объясните значение выделенных слов.
1. Был прекрасн... июльск... день. 2. С ранн... утра небо ясно. 3. Утренн... заря1 не пылает пожаром: она разливается кротк... румянцем. 4. Солнце, светл...и приветно лучезарн..., мирно всплывает под узк... и длинн... тучкой. 5. Весело и велича́во, словно взлетая, поднимается могуч... свети́ло.
По И. Тургенев
Ответ:Приветно — ласково.
Весело — радостно.
Величаво — грандиозно.
Светило — солнце.
Тема: июльский день.
Название: Прекрасный день.
Устный разбор:
Был прекрасный июльский день.
1. Июльский — имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?
2. Начальная форма — июльский.
3. Согласуется с именем существительным в мужском роде, в именительном падеже, в единственном числе.
4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: день (какой?) июльский.
Письменный разбор:
Июльский (день) — прил., какой?, н. ф. — июльский, м. р., в И. п., в ед. ч., вт. чл. (определение)
Звуко-буквенный разбор:
Заря [зар’а] — 2 слога.
з — [з] — согл., зв. парн., тв. парн.
а — [а] — гласн., безуд.
р — [р’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
я — [а] — гласн., ударн.
Разбор имени прилагательного
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
3. Род (в ед. ч.), падеж, число.
4. Роль в предложении.
Устный разбор
Расцвела душистая черёмуха.
1. Душистая — имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? 2. Начальная форма — душистый. 3. Согласуется с именем существительным в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: черёмуха (какая?) душистая.
Образец записи
Душистая (черёмуха) — прил., какая?, н. ф. — душистый, ж. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.
Форма творительного падежа женского рода может быть образована при помощи вариантных окончания -ой/-ей -ою/-ею:
Голубой и голубою, синей и синею.
В книжной и поэтической речи используются оба варианта окончаний. В научной и деловой речи использование окончания -ою/-ею не принято.
Напишите свой комментарий внизу страницы.