Номер 84.
Прочитайте.
Николай Константинович Рерих был художником-сказочником. Древние легенды, предания, былины стали любимыми темами его картин. На замечательных полотнах художника можно увидеть русских богатырей, былинного певца Баяна, сказочного Витязя. Заморские гости на красочных ладьях плывут на Русь по студёным водам Ильмень-озера.
Древние легенды, древние предания, древние былины, любимыми темами, замечательных полотнах, русских богатырей, заморские гости, красочных ладьях, студеным водам.
Древние (И. п.) легенды, древние (И. п.) предания, древние (И. п.) былины, любимыми (Т. п.) темами, замечательных (П. п.) полотнах, русских (В. п.) богатырей, заморские (И. п.) гости, красочных (П. п.) ладьях, студеным (Д. п.) водам.
Фонетический разбор:
Русь [рус’] – 1 слог.
р – [р] – согл., зв. непарн., тв. парн.
у – [у] – гласн., ударн.
с – [с’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
ь – [-] – не обозначает звука
Разбор слова как части речи:
Сказочного – прил., обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какого?». Н. ф. – сказочный. Согласуется с существительным м. р., ед. ч., В. п. В предложении является второстепенным членом.
Номер 85.
Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Она была написана в 1899 г., сейчас она находится в Государственной Третьяковской галерее. Почему картина так названа?
Картина переносит нас в глубь веков. Длинным рядом плывут расписные ладьи, гружённые товаром.
Гордо вздымаются на носах кораблей узорчатые головы грифонов-драконов. Борта украшены разноцветными щитами. Алые паруса пылают на фоне небесной лазури. На корме варяги в шлемах. Как вы думаете, куда направляются заморские гости?
Всмотритесь в пейзаж северной природы. Какими вы видите воду, волны, стайку чаек, холмы и курганы, стены далёкого града, синеву небес? Чувствуется ли на картине радостное сияние утреннего солнца?
Картина, по моему мнению, названа так, потому что на ней изображены чудесной красоты ладьи Варягов, приплывших в качестве гостей в царство русское.
Николай Константинович Рерих – художник сказочник, создал картину «Заморские гости» по своей любимой теме: легенды, сказки и былины.
Огромный корабль, с развевающимся на ветру парусом, спешит в дальние края. Отважные бойцы, Варяги, в сияющих на солнце шлемах вглядываются в гостеприимные земли.
Корабли гостей поражают своими размерами. Драконы, прокладывающие путь, разрезая воду,возвышаются над кормой. Белые барашки на кончиках волн лижут яркую древесину. Кажется, будто ни одной души нет на километры вокруг, и только чайки сопровождают гостей к землям незнакомым.
Картина понравилась мне тем, что корабль Рерих написал так, словно он вот-вот выйдет за рамки работы и поплывет на меня, брызги волн окатят с ног до головы, а ласковый теплый ветер поиграет в волосах и улетит прочь вместе с кричащими чайками.
Разбор слова как части речи:
Расписные – прил., обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какие?». Н. ф. – расписной. Согласуется с существительным мн. ч. В предложении является второстепенным членом.
Утреннего – прил., обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какого?». Н. ф. – утренний. Согласуется с существительным ср. р., ед. ч., Р. п. В предложении является второстепенным членом.
Номер 83.
Прочитайте. Определите тему текста.
Николай Константинович Ре́рих был художником-сказочником. Древние легенды, преда́ния, былины стали любимыми темами его картин. На замечательных полотнах художника можно увидеть русских богатырей, былинного2 певца Баяна, сказочного3 Витязя. Заморские2 гости на красочных ладья́х плывут на Русь1 по студёным водам Ильмень-озера.4
Ответ:Тема: поло́тна художника Н. К. Рериха.
Падеж прилагательных, употреблённых во множественном числе, определяется по падежу связанных с ними существительных.
Например: можно увидеть кого? что? (русских) богатырей – В. п.
Древние (И. п.) легенды, древние (И. п.) предания, древние (И. п.) былины, любимыми (Т. п.) темами, замечательных (П. п.) полотнах, русских (В. п.) богатырей, заморские (И. п.) гости, красочных (П. п.) ладьях, студеным (Д. п.) водам.
Звуко-буквенный разбор:
Русь [рус’] – 1 слог
р – [р] – согл., зв. непарн., тв. парн.
у – [у] – гласн., ударн.
с – [с’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
ь – [-] – не обозначает звука
Разбор слов по составу:
Былинного - прил.,заморские - прил.
Разбор слова как части речи:
сказочного (Витязя) – прил., какого?, н. ф. – сказочный, м. р., в Р. п., в ед. ч., вт. чл. (определение).
Синтаксический разбор:Заморские гости на красочных ладьях плывут на Русь по студёным водам Ильмень-озера.4.
Заморские гости на красочных ладьях плывут на Русь по студёным водам Ильмень-озера.4
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О гостях) В предложении слово гости отвечает на вопрос (кто?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (плывут) Слово плывут отвечает на вопрос что делают? Значит, слово плывут – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее гости и сказуемое плывут – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее: гости (какие?) заморские - определение - подчёркиваю волнистой линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: плывут (на чём?) на ладьях - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией, плывут (куда?) на Русь - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой, плывут (по чему?) по водам - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения: на ладьях (каких?) красочных - определение - подчёркиваю волнистой линией, по водам (каким?) студёным - определение - подчёркиваю волнистой линией, по водам (чего?) Ильмень-озера - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 7 словосочетаний – заморские гости, плывут на ладьях, на красочных ладьях, плывут на Русь, плывут по водам, по студёным водам, по водам Ильмень-озера.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 84.
Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Она была написана в 1899 г., сейчас она находится в Государственной Третьяковской галерее. Почему картина так названа?
Картина переносит нас в глубь веков. Длинным рядом плывут расписные3 ладьи́, гружённые товаром. Гордо вздымаются на носах кораблей узорчатые головы грифо́нов-драко́нов. Борта́ украшены разноцветными щита́ми. Алые паруса пылают на фоне небесной лазури. На корме варя́ги в шле́мах. Как вы думаете, куда направляются заморские гости?
Всмотритесь в пейзаж северной природы. Какими вы видите воду? Волны? стайку чаек? зелёные холмы и курганы? стены далёкого града? синеву небес? Чувствуется ли на картине радостное сияние утреннего3 солнца?
Картина, по моему мнению, названа так, потому что на ней изображены чудесной красоты ладьи Варягов, приплывших в качестве гостей в царство русское.
Николай Константинович Рерих – художник сказочник, создал картину «Заморские гости» по своей любимой теме: легенды, сказки и былины.
Огромный корабль, с развевающимся на ветру парусом, спешит в дальние края. Отважные бойцы, Варяги, в сияющих на солнце шлемах вглядываются в гостеприимные земли.
Корабли гостей поражают своими размерами. Драконы, прокладывающие путь, разрезая воду, возвышаются над кормой. Белые барашки на кончиках волн лижут яркую древесину. Кажется, будто ни одной души нет на километры вокруг, и только чайки сопровождают гостей к землям незнакомым.
Картина понравилась мне тем, что корабль Рерих написал так, словно он вот-вот выйдет за рамки работы и поплывет на меня, брызги волн окатят с ног до головы, а ласковый теплый ветер поиграет в волосах и улетит прочь вместе с кричащими чайками.
Разбор слова как части речи:
расписные (ладьи́) – прил., какие?, н. ф. – расписной, в И. п., во мн. ч., вт. чл. (определение).
утреннего (солнца) – прил., какого?, н. ф. – утренний, ср. р., в Р. п., в ед. ч., вт. чл. (определение).
Напишите свой комментарий внизу страницы.