Номер 144.
Прочитайте. Озаглавьте текст.
Блестели чёрные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям, как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче.
К. Паустовский
Ответ:Заголовок: «Весна идет – ручей течет»
Тип текста: повествование. Роль глаголов в нем: передают движение, действия, историю.
Глаголы, передающие звуки – шуршал, шумел, булькал.
Весна идет – ручей течет
Блестели чёрные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям, как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче.
Фонетический разбор:
Ручей [руч’эй’] – 2 слога.
р – [р] – согл., зв. непарн., тв. парн.
у – [у] – гласн., безуд.
ч – [ч’] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.
е – [э] – гласн., ударн.
й – [й’] – согл., зв. непарн., мягк. непарн.
Номер 145.
Прочитайте.
Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых н..бесных явлений!
Летние грозы пр..ходят над землёй и заваливаются за г..р..зонт. В н..роде любят г..в..рить, что туча не прошла, а свалилась.
Молнии то с размаху б..ют в землю прямым ударом, то полыхают на ч..рных тучах, как вырванные с корнем в..твистые з..лотые дерев..я.
Радуги сверкают над дымной, сырой дал..ю. Гром п..р..катывается, гр..хочет, в..рчит, р..кочет, встряхивает землю.
К. Паустовский
Читая текст, я представила летний день с сильнейшей грозой, молнии, которые разрывают небо в клочья, деревья трясутся, и чуть ли не вырываются с корнем ветром из земли.
Радуга сверкает после дождя, а воздух пахнет свежестью.
Я услышала шум от дождя, грохот грома и ветра. Увидела яркие вспышки молний.
Именно благодаря глаголам я смогла это все представить, потому что они выполняют основную роль в повествовательных текстах.
Весна идет — ручей течет
Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О громе) В предложении слово гром отвечает на вопрос (что?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает) Слова перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает отвечают на вопрос что делают? Значит, эти слова – однородные сказуемые. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее гром и сказуемые перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: встряхивает (что?) землю - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении одно словосочетание: встряхивает землю.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 139.
Прочитайте. Объясните, какой частью речи являются выделенные слова.
Расстояние в двести к..л..метров, идти в б..бл..теку, ве́сти из г..зеты, вести́ под руку, лесть вредна, эл..ктрич..ская печь1, печь п..роги.
Ответ:Двести – числительное, идти – глагол, ве́сти – существительное, вести́ – глагол, лесть – существительное, печь – существительное, печь – глагол.
Гриша должен (что сделать?) выбросить мусор.
Звуко-буквенный разбор:
Печь [п’эч’] – 1 слог
п – [п’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
е – [э] – гласн., ударн.
ч – [ч’] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.
ь – не обозначает звука
Номер 140.
Прочитайте. Какой темой можно объединить предложения?
1. Каждый человек должен любить свою Родину. 2. В жизни всегда надо поступать по совести3. 3. Мы обязаны любить и уважать родных и близких нам людей. 4. Нельзя неуважительно говорить о своих товарищах. 5. Во время представления в театре нужно хранить молчание, чтобы зрители могли следить за ходом спектакля.
Ответ:Предложения можно объединить общей темой – правила поведения, советы.
1. Каждый человек должен (что делать?) любить свою Родину.
2. В жизни всегда надо (что делать?) поступать по совести.
3. Мы обязаны (что делать?) любить и уважать родных и близких нам людей.
4. Нельзя (что делать?) неуважительно говорить о своих товарищах.
5. Во время представления в театре нужно хранить молчание, чтобы зрители могли (что делать?) следить за ходом спектакля.
должен (что делать?) любить
надо (что делать?) поступать
обязаны (что делать?) любить и уважать
нельзя (что делать?) говорить
могли (что делать?) следить
Разбор слова как части речи:
(По) совести – сущ., по чему?, н. ф. – совесть, нариц., неодуш., ж. р., 3–го скл., в Д. п., в ед. ч., вт. чл. (обстоятельство).
Глаголы в неопределённой форме могут оканчиваться на -чь: беречь, стеречь; -чь – это не суффикс, а часть корня.
После буквы ч у глаголов в неопределённой форме пишется мягкий знак (ь): сжечь, постри́чь, дости́чь.
Запомните написание таких глаголов: жечь, лечь, стричь. p>
Напишите свой комментарий внизу страницы.