Номер 200.
Прочитайте памятку о правописании безударных личных окончаний глаголов.
Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно:
1. Определить время, лицо, число глагола.
2. Поставить этот глагол в неопределенную форму.
3. Определить спряжение глагола. Проверить, не относится ли глагол к глаголам исключениям.
4. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание.
Се..т — 3л., ед. ч., наст. вр. — сеять — 1 спр. — окончание ет.
Пиш..т — 3 л., ед. ч., наст. вр. — писать — 1 спр. — окончание ет.
Слыш..т — 3 л., ед. ч., наст. вр. — слышать — 2 спр. — окончание ит.
Вход..т — 3 л., мн. ч., наст. вр. — входить — 2 спр. — окончание ят.
Рису..т — 3 л., мн. ч., наст. вр. — рисовать — 2 спр. — окончание ют.
Хвал..т — 3л., мн. ч., наст. вр. — хвалить — 2 спр. — окончание ят.
Дыш..т — 3л., мн. ч., наст. вр. — дышать — 2 спр. — окончание ат.
Выуч..т — 3 л., мн. ч., буд. вр. — выучить — 2 спр. — окончание ат.
Хлопоч..т — 3 л., мн. ч., наст. вр. — хлопотать — 1 спр. — окончание ут.
Шепчет, пишет, слышит, входят, рисуют, хвалят, дышат, выучат, хлопочут.
Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно:
1. Определить время, лицо, число глагола.
Мальчик броса..т (наст. вр., 3-е л., ед. ч.) мяч.
Мальчик брос..т (буд. вр., 3-е л., ед. ч.) мяч.
2. Поставить этот глагол в неопределённую форму.
(Что делает?) броса..т — (что делать?) бросать.
(Что сделает?) брос..т — (что сделать?) бросить.
3. Определить спряжение глагола (посмотреть, на что оканчивается неопределённая форма глагола). Проверить, не относится ли глагол к глаголам-исключениям.
Бросать (I спр.), бросить (II спр.).
4. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание.
Бросает (3-е л., ед. ч., I спр.).
Бросит (3-е л., ед. ч., II спр.).
Номер 196.
Прочитайте.
Что делать?
одевать – одеваться
стучать – стучаться
умывать – умываться
Что сделать?
научить – научиться
увидеть – увидеться
обменять – обменяться
Каждая пара глаголов является однокоренной, различие их в том, что выделенные глаголы имеют значение направленного действия на самого действующего.
Выделенные глаголы образованы с помощью суффикса -ся. Общего в написании то, что пишется ться, а произносится [ца].
Умываться и чистить зубы нужно каждый день.
Мамам каждый день нужно умывать и причесывать ребятишек.
Действие, обозначенное глаголом умываться, направлено на действующее лицо. В данном случае неопределенное.
Номер 197.
Спишите возвратные глаголы из упр. 196. Подчеркните мягкий знак (ь) перед суффиксом -ся.
Что делать?
одевать – одеваться
стучать – стучаться
умывать – умываться
Что сделать?
научить – научиться
увидеть – увидеться
обменять – обменяться
Одеваться, стучаться, умываться, научиться, увидеться, обменяться.
Номер 198.
Прочитайте.
Пу́му называют с..ребрист..м2 л..вом за мощ.., за храброст.. . Но и п..играт.. любит пума, п..забавлят..ся, п..л..вит.. бабочек, п..прыгат.. . А прыгает3 она уд..вител..но выс..ко и ловко!
Пуму называют серебристым (сочетание -ере-) львом (мягкий знак указывает на мягкость) за мощь (мягкий знак после шипящих в сущ. ж. р.), за храбрость (мягкий знак указывает на мягкость). Но и поиграть (правописание приставок) любит пума, позабавляться (правописание приставок, мягкий знак перед возвратным суффиксом), половить (правописание приставок) бабочек, попрыгать (правописание приставки). А прыгает она удивительно (диво) высоко (высокий) и ловко!
Разбор слова как части речи:
Прыгает – гл., что делает?, н. ф. – прыгать, I спряжение, в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Разбор слова по составу:
серебристым
Глаголы с суффиксом -ся называются возвратными. Возвратные глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?
Перед суффиксом -ся в возвратных глаголах неопределённой формы всегда пишется мягкий знак (ь):
купаться, радоваться, здороваться. p>
Напишите свой комментарий внизу страницы.