Номер 10.
Прочитайте четыре диалога.
1. – Как твоё имя, девочка? — обратилась Королева к Алисе.
– Алиса, с позволения Вашего Величества, — весьма учтиво ответила Алиса. (Л. Кэрролл)
2.– Яблоня! Яблоня! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Поешь моего лесного яблочка — скажу.
– У моего батюшки и садовые не едятся, — сказала девочка.
Яблоня ей ничего не сказала.
3. – Яблоня-матушка, спрячь меня!
– Поешь моего лесного яблочка!
Девочка поскорее поела и спасибо сказала.
Яблоня её заслонила ветвями, прикрыла листьями. Гуси-лебеди не увидали девочку, пролетели мимо.
4. – Здорово, кума!
– На рынке была.
– Аль ты глуха?
– Да купила петуха.
– Прощай, кума!
– Пять алтын дала.
Определите цель общения в каждом из диалогов. В каких из них собеседники достигли цели, а в каких нет? Почему? Кто из собеседников не ведёт диалог, а пререкается и потому не достигает цели? У кого вообще нет речевого взаимодействия?
Найдите в текстах предложения, различные по цели высказывания и по интонации.
1. Цель общения:знакомство Королевы и Алисы. Собеседники достигли цели, потому что ведут диалог спокойно, понимают друг друга.
2. Цель общения: Девочка хочет получить информацию о том, куда улетели гуси-лебеди, но яблоня ничего не рассказала. Собеседники не достигли цели, так как спорят.
3. Цель общения: Девочка просит помощи у Яблони-матушки, чтобы спрятаться, но Яблоня хочет, чтобы девочка съела её яблоко. Девочка выполняет просьбу и Яблоня заслонила её своими ветвями. Собеседники достигли цели, потому что общаются с пониманием друг к другу.
4. Цель общения: общение с кумой. Собеседники не достигли цели, потому что кума ничего не слышит. В данном случае получился не связанный диалог.
Как твоя имя девочка? – вопросит., невоскл.
Здорова, кума! –повеств., воскл.
Яблоня-матушка, спрячь меня! – побуд., невоскл.
Поешь моего лесного яблочка! – побуд., воскл.
Аль ты глупа? – вопросит., невоскл.
Поешь моего лесного яблочка – скажу. – побуд., невоскл.
Да купила петуха. – повеств., невоскл.
Прощай, кума. – повеств., воскл.
Пять алтын дала. – повеств., невоскл.
Напишите свой комментарий внизу страницы.