Номер 196.
Запишите строки из сказки Самуила Маршака, вставляя подходящие по смыслу однокоренные слова.
Жили-были серый …
И его … .
Серый … был очень тих,
И … тоже.
И ребёнок был у них –
Очень тихий … .
Образуйте с помощью суффиксов названия «членов семьи» оленя, мамонта, волка, страуса. Запишите получившиеся слова.
Ответ: Жили-были серый ёж
И его ежиха.
Серый ёж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них –
Очень тихий ёжик.
Олень – олениха – оленёнок. Мамонт – мамонтиха – мамонтёнок. Волк – волчица – волчонок.
Страус – страусиха – страусёнок.
Номер 197.
Какие правила надо знать, чтобы верно вставить буквы в корнях данных слов?
1. Вокруг т..шина, надо т..рпеть, пром..лькнул мотылёк, уметь г..в..рить, пл..хая оценка, уц..пился за соломинку, пахнет см..лой, птицы хл..почут.
2. Вер..ки и коре..ки, белая берё..ка, красивая ука..ка, ре..ьба по дереву, принё.. обе.., ни..кая скамейка, звериные пова..ки, сла..кий при.., делать заря..ку, нарядная блу..ка.
3. Ярос..ная схватка, гиган..ские шаги, высокая лес..ница, боевая колес..ница, грус..ный вечер, перекрёс..ный огонь, хвас..ливая речь, жалос..ливая песня, чес..ная игра, умес..ный вопрос, съес..ные припасы.
1. Вокруг тишина́ (ти́шь), надо терпе́ть (те́рпим), промелькну́л (ме́льком) мотылёк, уметь говори́ть (го́вор, разгово́р), плоха́я (пло́хо) оценка, уцепи́лся (це́пкий) за соломинку, пахнет смоло́й (смо́лы), птицы хлопо́чут (хло́поты).
Правило: чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать родственное слово или изменить форму слова так, чтобы безударный гласный стал ударным.
2. Вершки (вершочек) и корешки (корешок), белая берёзка (берёза), красивая указка (указать), резьба (резать) по дереву, принёс (принесу) обед (обеды), низкая (низок) скамейка, звериные повадки (повадочка), сладкий (сладок) приз (призы), делать зарядку (зарядочка), нарядная блузка (блузочка).
Правило: чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать родственное слово или изменить форму слова так, чтобы после этого согласного стоял гласный звук или [н].
3.Яростная (ярость) схватка, гигантские (гигант) шаги, высокая лестница (словарн.), боевая колесница (колесо), грустный (грусть) вечер, перекрёстный (крест) огонь, хвастливая (хвастун) речь, жалостливая (жалость) песня, честная (честь) игра, уместный (уместен) вопрос, съестные (съесть) припасы.
Правило: в сочетаниях [сн],[зн], [нц], [рц] могут быть непроизносимые согласные, которые не слышатся, но пишутся. Для того чтобы проверить написание такого слова, нужно подобрать родственное слово или изменить форму слова так, чтобы непроизносимый согласный, если он есть, проявился, был слышен. Например: со[нц]е – солнышко, значит, солнце.
Некоторые слова с непроизносимыми согласными не проверяются, их написание надо запомнить. Например: чувство, лестница.
Номер 198.
Замените имена прилагательные в данных словосочетаниях антонимами. Запишите по образцу. Выделите корень в каждом подобранном слове.
Образец. Маленький город – гигантский город.
Маленький город. Знакомая местность. Весёлая песня. Печальная весть. Несчастный случай. Письменный ответ. Незнакомый писатель.
Маленький город – гигантский город. Знакомая местность – неизвестнаяместность. Весёлая песня – грустная песня.Печальная весть – радостная весть. Несчастный случай – счастливый случай. Письменный ответ – устный ответ. Незнакомый писатель – известный писатель.
Напишите свой комментарий внизу страницы.