Прочитайте. Определите основную мысль текста.
Нас окружает огромный, интересный и постоянно меняющийся мир. Чтобы сохранить кусочек этого мира, остановить мгновение, можно запечатлеть его с помощью фотоаппарата, видеокамеры и т. д. Предложение можно сравнить с фотографией, потому что оно тоже отражает какое-то событие, факт, фрагмент, кусочек действительности.
Ответ:Предложение можно сравнить с фотографией, потому что оно отражает кусочек действительности.
Представьте себе, что вы смотрите из окна на лес за рекой. Составьте и запишите несколько предложений, описывающих одну и ту же картину, но по-разному в зависимости от того, находится лес далеко или близко от дома; хвойный он или лиственный; осенью или весной.
Ответ:Проснувшись, я подошла к окну. На фоне белого заснеженного пространства особенно резко выделялась полосатемно-зеленого хвойного леса за рекой. Казалось, он уходит куда-то в бесконечность. Какие тайны там скрыты? Верхушки сосен припорошены снегом, словно на них накинута пуховая шаль. Всё бело, пусто, безмолвно…
Яркий луч солнца осветил комнату, заиграл на стенах. Открыв глаза, я тут же зажмурилась, а потом вскочила с постели и подошла к окну, растворив его. Меня обдал свежий теплый ветерок. Я услышала шум ручьёв, сбегавших в реку, голоса птиц, раздававшихся неподалёку в роще. Лес словно в зеленоватой дымке, кажется, березкинакинули на плечи светло-зелёную вуаль. Длинная стена бора за рекой стала ярче,значит, на соснах появилась молодая хво́я. На пригорке возле реки земля уже просохла и покрылась изумрудным ковром травы. Сколько красок кругом! Лазурное небо, белые облака, золотое солнце, зелень разных оттенков… Это весна!
Номер 146.
Почему эту запись трудно понять с первого прочтения? Спишите, обозначая границы предложений знаками препинания.
См..ркалось на закате догорала заря за лесом её не было видно, но всюду чувствовалась борьба света с тьмою н..чные тени успели прокрасться в лес и з..кутали в сумра.. высокие кроны д..ревьев между в..твями д..ревьев в..днелись звёзды и острые рога полумесяца.
Св..тало к..стёр догорал над р..кою повис густой туман сквозь него неясно были видны горы весёлые голоса, шутки, смех разн..сились далеко по долине.
(По В. Арсеньеву)
В упражнении не обозначены знаками препинания границы предложений, поэтому с первого прочтения запись трудно понять.
Смеркалось (ме́ркнет). На закате догорала заря. За лесом её не было видно, но всюду чувствовалась борьба света с тьмою. Ночные (но́чь) тени успели прокрасться в лес и закутали (приставка – за) в сумрак (сумраком) высокие кроны деревьев (де́рево). Между ветвями (ве́твь) деревьев виднелись (ви́д) звёзды и острые рога полумесяца.
Светало (све́т). Костёр догорал. Над рекою (ре́ки) повис густой туман. Сквозь него неясно были видны горы. Весёлые голоса, шутки, смех разносились (разно́сятся) далеко по долине.
(По В. Арсеньеву)
Прочитайте два текста. О чём в них говорится? Какие признаки предмета перечисляются во втором тексте? Какое из этих описаний вы могли бы встретить в книге про народные промыслы? В каком описании автор выражает своё отношение к предмету?
I. Красивые чёрные лаковые подносы, расписанные яркими цветами, можно увидеть в России чуть ли не в каждом доме. Особо ценятся подносы, которые производятся в селе Жостове, недалеко от Москвы.
Начало этому промыслу 200 лет назад положили братья Вишняковы. Они основали мастерскую, где стали расписывать металлические подносы, используя народные рисунки.
II. В нашем загородном доме на стене на кухне висит красивый жостовский поднос. Он чёрный, покрытый лаком. По краю подноса извивается тонкая золотая линия. А по середине словно расцвёл красными, белыми, синими, жёлтыми цветами вперемежку с зелёными листьями и травами изумительный букет.
Мне очень нравится этот поднос, его подарила нам моя бабушка Ксения Ильинична.
Оба текста посвящены жостовским подносам, но в первом тексте говорится о самом промысле, а во втором описывается конкретный поднос.
В книге про народные промыслы можно было бы встретить первое описание, так как оно дано объективно, обобщенно. Также в первом тексте дана информация об истории промысла.Свое личное отношение к предмету автор выражает во втором тексте. Для этого он использует в описании не только эпитеты, но и олицетворения, метафоры, сравнение, а завершает текст предложением, содержащим оценку: «Мне очень нравится этот поднос…»
Номер 146.
Прочитайте отрывок из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий». Определите главную мысль текста. Придумайте к нему заголовок, отражающий главную мысль. Определите тип описания.
Каким писатель показывает нам море? Каково отношение автора к изображаемому? Подкрепите свой ответ примерами из текста. Какая часть речи помогает писателю наиболее точно передать настроение моря?
Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг тёмно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушённом воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеёй во всю громадную высоту потрясённых обрывов.
Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.
Главная мысль: главное очарование моря заключается в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.
Заголовок: «Тайна моря»
Тип описания: описание природы (пейзаж)
Писатель описывает море как таинственное, живое и постоянно меняющееся пространство.
Автор показывает свое восхищение морем и его разнообразием с помощью тезиса «оно никогда не надоест», эпитетов (разное, новое, невиданное), олицетворений (играет барашками, преображается), книжной лексики (кисея, очарование), повторения союза то…то.
Для передачи настроения моря писатель использует глаголы, прилагательные и наречия, которые изображают состояние моря (прилагательные: «тёмно-индиговый», «шерстяной», «пушечный»; наречие: «размашисто»; глаголы: «гонит», «разбиваются», «преображается»).
Напишите свой комментарий внизу страницы.