Номер 149.
Прочитайте текст и озаглавьте его так, чтобы заголовок отражал основную мысль. Понимаете ли вы разницу в значении слов гордость, зазнайство, высокомерие? Используя памятку на с. 192, напишите сжатое изложение. В своём изложении подчеркните главные члены в любых трёх предложениях.
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
– Видите, даже люди и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
– Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
(В. Катаев)
Пень-зазнайка
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
– Видите, даже люди мне кланяются. Значит, я в лесу самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него в гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и закричал:
– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая синичка и весело защебетала:
– Помолчи! Ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки.
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
Зазнайство – поведение того, кто зазнается; важничанье, спесивость.
Высокомерие – уверенность в своем превосходстве и надменное, пренебрежительное отношение к окружающим.
Прочитайте текст. Что в нём утверждается? В какой части текста выражена его главная мысль (тезис)? Как автор убеждает читателя в своём мнении? О чём сообщается в выводе? С помощью каких слов он присоединяется к основной части текста? Как связаны между собой тезис и вывод?
Изучать строение слова – увлекательное занятие.
Возьмём слово обуть. На первый взгляд оно кажется самым обычным. Но попробуем найти в нём корень. Подберём однокоренные слова: разуть, обувать, переобуть. В этих словах можно выделить как общий один-единственный звук [у]. Что же это такое? Неужели корень? Да, такой в этом слове странный корень. Он состоит всего из одной буквы. Вот и оказывается, что по своему строению слово обуть весьма интересно.
Много тайн открывается тем, кто изучает строение слова.
В данном тексте утверждается, что изучение строения слова – увлекательное занятие, оно может раскрыть много тайн языка.
Главная мысль текста (тезис) сформулирована в самом начале, это вступление текста: «Изучать строение слова – увлекательное занятие».
Чтобы убедить читателя в своем мнении, автор приводит в качестве примера морфемное строение слова «обуть».
В выводе автор говорит, что «много тайн открывается тем, кто изучает строение слова».
Вывод присоединяется к основной части текста при помощи слов «изучает строение слова», которые почти дословно повторяют первые слова текста. Таким образом вывод замыкает текст, создавая своеобразную кольцевую композицию.
Вывод раскрывает тезис, поясняет его, указывает на причину: изучать строение слова – увлекательное занятие, потому что много тайн открывается тем, кто изучает строение слова.
Номер 149.
Прочитайте. Каково ваше мнение: действительно ли всё равно, как писать слова? Выскажите устно своё мнение. Это тезис. Докажите его, приводя аргументы, сделайте вывод. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Мнение Саши Петрова
Я из-за безударных гласных сколько разных ударов получал: и в школе, и дома, и на совете отряда!
А в общем-то какая разница – писать ли «моршрут» или «маршрут», «велосипед» или «виласипед»? От этого веосипед мотоц..клом не становится. Важно только, чтобы всё было п..нятно. А какая там буква в сер..дине ст..ит – «а» или «о», – это, по-моему, совершенно безразлично.
И зачем только люди сами себе жизнь портят? Когда-нибудь они, конечно, д..думаются и отменят2 сразу все грамматические прав..ла. Но, так как пока ещё люди до этого не д..думались, а д..думался только я один…
(А.Алексин «Саша и Шура»)
Я считаю, что уметь правильно писать очень важно. Во-первых, единообразное написание помогает воспринимать текст, облегчает взаимопонимание пишущего и читающего. Во-вторых, зная грамматику, ты имеешь в руках больше инструментов для выражения своих и понимания чужих мыслей. В-третьих, видя чужие ошибки, ты можешь сделать определенные выводы об их авторе или процессах, происходящих в языке. Таким образом, взрослому, осознанному человеку не может быть безразлично, как писать слова. Он обязательно будет стремиться к правильному написанию, отражающему историю и культуру языка и народа.
Мнение Саши Петрова
Я из-за безударных гласных сколько разных ударов получал: и в школе, и дома, и на совете отряда!
А в общем-то какая разница – писать ли «моршрут» или «маршрут», «велосипед» или «виласипед»? От этого ведь велосипед мотоциклом не становится (станут). Важно только, чтобы всё было понятно (понял). А какая там буква в середине (середка), стоит (стойка) – «а» или «о», – это, по-моему, совершенно безразлично. И зачем только люди сами себе жизнь портят? Когда-нибудь они, конечно, додумаются (неизм.) и отменят сразу все правила (непр.). Но пока ещё люди до этого не
додумались (неизм.), а додумался (неизм.) только я один.
Отменят
Напишите свой комментарий внизу страницы.