Номер 153.
Назовите в каждом предложении слово, выделенное значком ↑. В этом слове содержится вопрос (оно показывает, о чём или о ком спрашивается в предложении). На это слово приходится наибольшее повышение голоса.
Прочитайте вопросительные предложения вслух, учитывая особенности произнесения слов.
На эти слова в предложениях приходится наибольшее повышение голоса.
1. Кто? Ребята?
2. Когда? Вечером?
3. Куда? Кино?
4. Пойдут?
Прочитайте текст. Можно ли назвать текст рассуждением? Какой тезис раскрывает автор? Какие доказательства (аргументы) он приводит? Какую часть текста можно назвать выводом? Как бы вы объяснили, для чего нужно изучать родной язык?
Милый Коля Бирюков, ты говоришь, что любишь читать, пишешь сочинения, но не можешь понять, для чего нужно изучать причастия. Ведь русский язык ты и без того знаешь.
Я тоже люблю читать книги и тоже немного сочиняю. Но должен сказать, что знание склонений, спряжений, причастий и даже деепричастий, то есть знание грамматики, не раз оказывало мне услугу.
Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка. Научившись с малых лет говорить, он склоняет, спрягает, строит предложения по всем правилам грамматики, даже не подозревая, что такие правила существуют. Он говорит более или менее правильно, если его родители и другие люди, которые научили его говорить, сами владеют хорошей речью.
Но такого человека очень легко сбить с толку. Он может незаметно для себя самого испортить свой язык, усвоить неправильные обороты речи. Ведь он не изучал правил языка и не знает, что правильно и что неправильно.
Да и речь его довольно бедна: склонять, спрягать, соединять отдельные слова в предложения он научился бессознательно, как научился ходить.
Этого знания языка ему хватает для выражения самых простых мыслей. Но когда ему понадобится выразить мысль сложную, требующую различных пояснений и дополнений, – вот тогда ему трудно придётся, если он не знает законов языка, то есть грамматики. <…>
Не знаю, удалось ли мне убедить тебя в том, что грамматику изучать необходимо и полезно. Если ты остаёшься при своём мнении, напиши мне, и мы ещё поспорим.
Писатель С. Маршак.
Данный текст можно назвать рассуждением так как в нем есть тезис и аргументы.
Основной тезис автора – знание грамматики необходимо.
В качестве аргументов автор приводит рассуждения, что человек, не изучавший грамматику, может владеть грамотной речью только если ею владеют его родители. При этом такой человек легко усваивает ошибочные нормы, не способен их заметить. Таже его речь очень бедна и однообразна, он способен выразить только самые простые мысли.
Вывод находится в предпоследнем абзаце. Подводя итог своего рассуждения, автор говорит, что только зная грамматику, можно выразить и понять сложные мысли.
Изучать родной язык необходимо для того, чтобы красиво говорить, чтобы адекватно выражать свои мысли и чувства, чтобы понимать других, чтобы видеть отражение культурного процесса в языке и вносить свой достойный вклад в его развитие, чтобы думать и анализировать, чтобы получать эстетическое удовольствие от художественных текстов, спектаклей, фильмов, чтобы оставаться частью своего народа.
Номер 153.
Прочитайте рассказ Ю. Коваля «Сирень и рябина». Определите его главную мысль. В каком предложении текста приводится тезис? Какие аргументы представляет автор? К какому функционально-смысловому типу речи относится этот текст?
Объясните значение выделенных слов. В прямом или переносном значении употреблены эти имена прилагательные?
Мне кажется, что сирень и рябина – сёстры.
Сирень – весенняя сестра.
Рябина – осенняя.
Весной – за каждым забором кипящий сиреневый куст. А плодов у сирени и нет никаких, так, стручочки ржавенькие.
Рябина тоже весной цветёт, но какие у неё цветы?..
Никто их не замечает. Зато уж осенью – за каждым забором рябиновые гроздья.
Кисти сирени и гроздья рябины никогда не встречаются. Кто думает весной о рябине?
Кто вспоминает осенью сирень?
Редко, очень редко вдруг в августе снова зацветёт сиреневый куст. Будто хочет поглядеть – хороша ли нынче рябина?
Срублю себе дом и посажу у крыльца сирень и рябину.
Справа – сирень, слева – рябину, а сам посерёдке сяду.
Главная мысль: Сирень и рябина очень похожи, сирень – весенняя красавица, а рябина – осенняя.
Тезис приводится в первом предложении: «Мне кажется, что сирень и рябина – сёстры».
Аргументы: описание растений весной и осенью, их сравнение.
Тип текста – рассуждение, так как автор доказывает свой тезис через сравнение и сопоставление.
Выделенные слова «кипящий», «ржавенькие» используются в переносном значении. Кипящий – бурно цветущий; ржавенькие – коричневого цвета.
Напишите свой комментарий внизу страницы.