Прочитайте стихотворение А. Тетивкина на с. 80. Чему оно посвящено? Какие ещё чувства могут выражать восклицательные предложения?
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны.
Стихотворение А. Тетивкина посвящено восклицательному знаку. В нем отмечается, что восклицательным знаком можно выделитьволнение, тревогу, восхищение, победу, торжество. Восклицательные предложения могут выражать различные чувства: огорчение, страх, гнев, удивление, радость, любовь, ненависть, ликование, похвалу, обиду, презрение, смех, иронию, упрёк, призыв, приказ и др. Восклицательным знакоммогут быть выделены обращения.
Номер 157.
Прочитайте вслух отрывок из басни И. Крылова «Ворона и Лисица». Сколько в нём восклицательных предложений? Услышали ли вы интонацию восхищения? В каких случаях употребляются такие предложения?
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за гла..ки!
Рассказывать, так, право, ска..ки!
Какие пёрышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть
должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки! (глаза)
Рассказывать, так, право, сказки! (сказочка)
Какие пёрышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
В отрывке из басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» семь восклицательных предложений. Они передают интонацию восхищения речи Лисицы. Такая интонация употребляется с целью выразить удивление, восхищение чем-нибудь или кем-нибудь или польстить.
Охарактеризуйте предложения по цели высказывания. Объясните, в чём особенность предложений, записанных справа.
Мы били в театре. Мы были в театре!
Кто взял книгу? Кто взял книгу?!
Прочитай книгу. Прочитай книгу!
Мы били в театре. (Повеств.) Мы были в театре! (Повеств.)
Кто взял книгу? (Вопросит.) Кто взял книгу?! (Вопросит.)
Прочитай книгу. (Повеств.) Прочитай книгу! (Побудит.)
Предложения, записанные справа, по интонации восклицательные, в них выражены чувства говорящего: радость, возмущение, настойчивая просьба или требование.
Второе предложение завершают сразу два знака. Вопросительный знак указывает на цель высказывания, а восклицательный передает эмоции говорящего.
Как объяснить сочетание вопросительного и восклицательного знаков в одном из предложений? Можно ли по правилам русского языка ставить три восклицательных знака в конце предложения?
Ответ:По правилам пунктуации в конце предложения ставится только один восклицательный знак.
Тройной восклицательный знак допускается правилами русского языка в художественном описании чего-либо для усиления эмоциональной окраски предложения. Например
«Ур-р-р-ра!!!».
Но не следует этим злоупотреблять, выставляя восклицательных знаков больше трёх. В официальных документах тройной восклицательный знак не применяется и будет считаться ошибкой.
Укажите, в каком из отрывков ставится задача:
– сообщить точные сведения о ветре;
– обменяться впечатлениями о ветреной погоде;
– нарисовать картину порывистого ветра;
– убедить в необходимости использовать ветер как источник энергии.
I. – Ну и ветер! Такую пылищу поднял!
– Да, такого ветра давно не было.
II. Ветер – это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость ветра у земной поверхности измеряется специальным прибором и выражается в метрах в секунду (километрах в час). Направление ветра определяется флюгером, выражается в градусах.
III. Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок… Ветер со свистом понёсся по степи, что из-за него не было страшно ни грома, ни скрипа колёс. (А. Чехов «Степь»)
IV. Ветер – замечательный помощник человека. Вспомним паруса и ветряные мельницы. А сейчас ветряные электростанции, которые не наносят вреда окружающей среде, строятся по всему миру, обеспечивают людям свет, тепло, работу бытовых приборов. Будем шире использовать этот возобновляемый источник энергии!
Обменяться впечатлениями о ветреной погоде – I;
Сообщить точные сведения о ветре – II;
Нарисовать картину порывистого ветра – III;
Убедить в необходимости использовать ветер как источник энергии – IV.
Номер 157.
Определите, какой функциональной разновидности относится каждый из текстов, размещённых в начале параграфа в материале для наблюдений.
Перечитайте тексты из упр. 102, 118, 122, 134, 146 и определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит каждый из них.
Найдите в тексте из упр. 151 фрагменты, в которых автор использует разговорную речь.
1 – разговорный стиль; 2 – научный стиль; 3 – художественный стиль; 4 – публицистический стиль.
Упр. 102 – научный стиль.
Упр. 118 – публицистический стиль.
Упр. 122 – научный стиль.
Упр. 134 – художественный стиль.
Упр. 146 – художественный стиль.
В тексте упражнения 151 автор использует элементы разговорной речи в репликах персонажей (скажи-ка, эх, побегу-ка, Витьке, неполные предложения).
Напишите свой комментарий внизу страницы.