Номер 212.
Раскройте скобки, закончите предложения, вставляя нужный по смыслу союз (и, а, но) и расставляя пропущенные запятые. Какие члены предложения являются однородными? Подчеркните их.
1. Этот путь к..роткий (очень трудный). 2. Потоки в..ды размывают края оврага (роют ямы на его дне). 3. Дождь прошёл (землю не напоил). 4. Ветер загудел, затр..щал (сорвал крышу с сарая). 5. Осенью солнце не греет (блестит ярче летнего). 6. Дети х..дили в лес за грибами (за ягодами).
Ответ:1. Этот путь короткий (ко́ротко), но очень трудный. 2. Потоки воды (во́ды) размывают края оврага и роют ямы на его дне. 3. Дождь прошёл, а землю не напоил. 4. Ветер загудел, затрещал (треск) и сорвал крышу с сарая. 5. Осенью солнце не греет, но блестит ярче летнего. 6. Дети ходили в лес за грибами и за ягодами.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
Номер 212.
Прочитайте текст, обратив внимание на слова с пропусками букв и со скобками. Выпишите эти слова, обозначьте орфограммы. Произнесите выделенные слова несколько раз. Какие особенности произношения в них согласных звуков вы можете отметить?
И мы пошли. И вдруг Алёна говорит:
– Хочешь поносить?
И протянула мне ниточ(?)ку. Я взял. И сразу как взял, так услышал, что шарик тонен(?)ко-тонен(?)ко потянул за ниточку! Ему, наверно, хотелось улететь. Тогда я немно..ко отпустил ниточ(?)ку и опять услышл, как он настойчиво так потягивается из рук, как будто очень просит(?)ся улететь. И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может л..тать, а я его д..ржу на прив..зи, и я взял и выпустил его. И шарик сначала даже (не)отл..тел от меня, как будто (не) поверил, а потом почу(?)ствовал, что это вправду, и сразу рв..нулся и взлетел выше фонаря.
Алёнка за голову схватилась:
– Ой, зачем, держи!
И стала подпрыгивать, как будто могла допрыгнуть до шарика, но увидела, что (не)может, и заплакала:
– Зачем ты его упустил?..
Но я ей ничего (не)ответил. Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жиз(?)нь.
И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, а он всё летел и умен(?)шался.
Вот он пролетел последний этаж бол(?)шущего дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше и немножко вбок, выше антенн и голубей, и стал совсем мален(?)кий… У меня что-то в ушах звенело, когда он летел, а он уже почти исчез. Он залетел за облач(?)ко, оно было пушист..е и мален(?)к..е, как крол(?)чонок, потом снова вынырнул, проавл и совсем скрылся из виду и теперь уже, наверно, был около Луны, а мы всё смотрели вверх, и в глазах у меня замел(?)кали какие-то хвостатые точ(?)ки и узоры. И шарика уже (не)было нигде. И тут Алёнка вздохнула еле слышно, и все пошли по своим делам.
(В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»)
Перечитайте текст. Подберите к нему заголовок. Определите функционально-смысловой тип речи и функциональную разновидность языка. Найдите фрагменты, в которых автор использует разговорную речь.
Ответ:Орфограммы: ниточку (чк без ь), тоненько-тоненько, немножко (множество), просится (что делает?), летать (лётчик), держу (держат), привязи (вяжет),не отлетел (не с глаголом; лётчик), не поверил (не с глаголом), почувствовал (непр.), рванулся (рвать), не может (не с глаголом), не ответил (не с глаголом), жизнь (зн без ь), уменьшался, большущего, маленький, облачко (чк без ь), пушистое (какое?), маленькое (какое?), крольчонок, замелькали, точки (чк без ь), не было (не с глаголом).
В слове что буква ч обозначает звук [ш], в слове немножко этот же звук обозначен буквой ж. В слове почувствовал буква в не обозначает звука. В слове будто буквосочетание дт обозначает звук [т]. В слове исчез буквосочетание сч обозначает звук [щ'], а буква з обозначает глухой звук [с]. То есть во всех этих словах есть орфограммы, связанные с согласными звуками.
Заголовок – «Шарик свободен».
Тип речи – повествование с элементами рассуждения и описания.
Стиль – художественный, так автор использует различные средства художественной выразительности, чтобы показать внутреннее состояние своего героя.
Фрагменты с разговорной речью:
– Ой, зачем, держи!
– Зачем ты его упустил?...
Также на протяжении всего текста используются слова и выражения с разговорной стилистической окраской: слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ниточка, тоненько, немножко), наверно, частицы так, вот, просится улететь, взял и выпустил, вправду, задрав голову, позадирали головы, большущего, высунулся из окна. Грамматические конструкции разговорного стиля: «И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я его держу на привязи, и я взял и выпустил его».
Напишите свой комментарий внизу страницы.