Номер 263.
Диктант. Объясните все известные вам случаи постановки знаков препинания. Найдите во втором абзаце текста слова с гласными в корне (проверяемыми и непроверяемыми). Объясните название текста.
СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
– Зачем ты берёшь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.– Стыдно… перед соловушкой, – тихо ответила Лида.
(В. Сухомлинский)
СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. (Однородные члены предложения не соединены союзами).
Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (Сложное союзное предложение, две грамматические основы). Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
– Зачем ты берёшь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. (Первое тире обозначает начало реплики, второе – слова автора, третье тире — продолжение реплики после слов автора).
– Стыдно… перед соловушкой, – тихо ответила Лида. (Первое тире обозначает реплику другого лица, второе – слова автора. Многоточие указывает на перерыв в речи, недосказанность, состояние девочки).
Безударные гласные во втором абзаце:
проверяемые: да́ль – далёкий – недалеко́; ча́ры – очаро́ванные; си́дя – сиде́ли; бо́йся – боя́сь; соло́вушка – соловей; шеве́лится – пошевельну́ться.
непроверяемые: де́вочки, когда́, солове́й, пошевельну́ться, обед.
Заголовок текста отражает главную мысль, заключенную в реплике девочки: стыдно засорять лес, в котором слышно прекрасное пение соловья.
Номер 263.
Измените слова по образцам и запишите. Устно объясните написание слов.
Воробей – воробья – воробьи, муравей, ручей;
кол – колья, лист, колос;
заячий – заячье – заячья, собачий, медвежий;
разлить – разолью – разольёт, сбить, зашить, добиться.
Воробей – воробья – воробьи; муравей – муравья – муравьи; ручей – ручья – ручьи.
кол – колья; лист -листья; колос – колосья.
заячий – заячье – заячья; собачий – собачье – собачья; медвежий – медвежье – медвежья.
разлить – разолью – разольёт; сбить – собью – собьёт; зашить – зашью – зашьёт; добиться – добьюсь – добьётся.
В данных словах пишется разделительный мягкий знак, так как орфограмма не после приставки.
Напишите свой комментарий внизу страницы.