Номер 5.
Прочитайте текст. О чём он? Напишите о том, что могло бы произойти, если бы наш язык исчез и люди лишились общения. Какое ещё значение слова «язык» вы знаете?
Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врождённым свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. Оттого мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем каждый человек постоянно разговаривает с кем-то, читает, слушает, говорит. И во всех случаях используется язык.
Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день-два. Что ожидает нас?
Ответ:Если исчезнет язык…
Я закрываю глаза и словно погружаюсь в страшный сон… Те же улицы города, те же сады и парки, детские площадки… Вокругменя люди, но я не слышу ни слова.Люди открывают рот, как рыбы, что-то объясняют, жестикулируют, а вокруг только рев автомобилей, сирен. Что случилось?Вот малыш протягивает ручки к маме, его губы шевелятся,по щекам текут слезы, а мать не поймет, что он просит и ничего не может сказать в ответ, только обнимает своего ребенка.Вот пожилая соседка выходит из дома, показывает на сердце, пытаясь объяснить, что ей плохо и надо вызвать скорую помощь. Но как это сделать? Я набираю номер телефона, но меня не слышат… Захожу в квартиру, включаю радио, телевизор, вижу силуэты людей, слышу музыку, нони единого слова… Люди больше не говорят ! SOS!!! Спасите!!!
Открываю глаза и облегченно вздыхаю: «Уф,какойужасный сон!». За эти несколько минут я испытала потрясение и полностью осознала: язык – великий дар человеку! Если бы он исчез, на Земле произошла бы катастрофа! Страшно жить среди немых людей! Да, такие люди есть, но я всегда их жалела и видела в их болезни несчастье. Конечно, существует языкжестов, но гораздо лучше слышать человеческую речь: звонкий голосок ребенка, нежный голос мамы, мудрые слова бабушки, проникновенное чтение стихов артистом.
Как хорошо, что люди могут говорить на своем языке и выражатьсловами любовь, сочувствие, радость и горе.И пусть он вечно будет!
Слово язык многозначное.
Язык — знаковая система для обмена информацией.
Язык программирования — формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ.
Язык (устар.) — народ, этнос.
Язык (анатомия) — орган живых существ, расположенный в ротовой полости.
Язык (субпродукт) — пищевой продукт.
Язык (перен., разг.) — пленный, специально захваченный с целью получения информации о противнике.
Язык, язычок — часть обуви у ботинок, покрывающая подъём стопы.
Язык — ударная часть в конструкции колокола.
Язык — узкая часть ледника, находящаяся ниже границы его питания.
Знаете ли вы, что в мире существуют и “бессловесные” языки, в которых слова не используются, но они тоже служат для передачи мыслей, знаний, чувств?
Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью языка цветов . Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д.
Существуют и другие “бессловесные” языки – язык музыки, язык танца), язык мимики, язык формул, языки программирования). Есть также язык жестов. Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание “нет”, а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен – “да”.
Рассмотрите рисунки. На каком рисунке изображено устное общение, а на каких — письменное?
Ответ:Существуют две формыречи: устная и письменная.
На первом рисунке изображено, что ученик отвечает у доски, учитель слушает, задает вопросы ученику – это устное общение. На втором и третьем рисунке - общение письменное.
Номер 5.
I. Прочитайте пословицы. В каких из них говорится о том, как по речи узнают человека?
1. Хорошую речь хорошо и слушать. 2. Видна птица по перьям, а человек по речам. 3. Какова голова, такова и речь. 4. Хорошая речь слаще мёда. 5. От доброго слова язык не отсохнет.
Ответ:О том, как по речи узнают человека, говорится в пословицах 2 и 3.
II. Прочитайте данные сочетания слов. Как они называются? Объясните их значение (вы можете воспользоваться справкой).
Делить шкуру неубитого медведя, денег куры не клюют, лезть из кожи вон, лить бальзам на душу.
Для справок: очень стараться; успокаивать, утешать; распределять прибыль от неосуществлённого дела; очень много денег.
Данные сочетания слов называются фразеологизмами.
Делить шкуру неубитого медведя – распределять прибыль от неосуществлённого дела;
Денег куры не клюют – очень много денег;
Лезть из кожи вон – очень стараться;
Лить бальзам на душу – успокаивать, утешать.
Напишите свой комментарий внизу страницы.